Анализ реализации продукции растениеводства

реализация продукция рентабельность экономический

Cсоциально-экономическое развитие Беларуси в значительной степени зависит от развития сельского хозяйства. Уровень производства сельскохозяйственных организаций формирует продовольственную безопасность республики, а нарастающий промышленный потенциал перерабатывающих предприятий требует интенсификации, совершенствования организационно-хозяйственных и социально-экономических условий ведения сельскохозяйственного производства. Сельские регионы занимают около 90 % территории Беларуси, здесь проживает около 30 % населения страны. Производством сельскохозяйственной продукции заняты около 2 тыс. сельскохозяйственных организаций.

Сельскохозяйственное производство является основой обеспечения продовольственной безопасности страны, поэтому государство уделяет особое внимание данному сектору экономики.

В последние годы в АПК наметились положительные тенденции. Сложившаяся структура и механизмы хозяйствования далеко не всегда способствуют рентабельному ведению производства. Стало очевидным, что без кардинальных перемен, принятия государством комплекса дополнительных и более действенных мер невозможно вывести производство на самоокупаемость, обеспечить привлекательность сельского труда и образа жизни. Необходима государственная политика в области закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и оптовых цен на промышленные средства производства, позволяющая вести расширенное воспроизводство как в промышленности, так и в сельском хозяйстве и способствовать образованию необходимых накоплений для капиталовложений.

В 2010 году Правительством Республики Беларусь разработана и утверждена Государственная программа укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы.

Важнейшими задачами развития сельского хозяйства являются формирование конкурентоспособного, экологически чистого производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего в полном объеме внутренние потребности страны, наращивание экспортного потенциала, а также увеличение рентабельности продаж.

К приоритетным направлениям, обеспечивающим повышение сельскохозяйственного производства, относятся:

создание высокоэффективных интеграционных структур корпоративного типа по технологическим продуктовым цепочкам от производства исходного сырья до сбыта готовой продукции;

интенсификация сельскохозяйственного производства на основе эффективного использования производственных и почвенно-климатических условий, трудовых ресурсов, инфраструктуры сбыта внутри страны и за рубежом с ориентацией на потребности перерабатывающей промышленности и спрос на мировом рынке продовольствия;

модернизация организаций, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, внедрение нового оборудования и технологий, позволяющих осуществлять глубокую переработку сырья, расширять ассортимент, а также обеспечивать выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;

внедрение новейших высокопродуктивных отечественных сортов сельскохозяйственных культур и освоении новых рынков сбыта отечественной сельскохозяйственной продукции, интеграция в мировое агропродовольственное пространство;

создание условий для развития личных подсобных и фермерских хозяйств.

Это позволит в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах обеспечить увеличение рентабельности продаж до 10-11 процентов, производительность труда- в 1,5 раза, рост экспорта продукции агропромышленного комплекса не менее чем в 2 раза с доведением его объема до 6 млрд. долларов в эквиваленте.

К окончании пятилетки сельское хозяйство в Беларуси станет бездотационным и самоокупаемым.

Достижение поставленных целей невозможно без обеспечения сельскохозяйственных предприятий в достаточной степени денежными средствами.

Существенным источником дохода сельскохозяйственных предприятий является выручка от реализации продукции растениеводства. Планирование объема реализации занимает важное место в деятельности предприятий, является одним из наиболее ответственных участков планирования, так как от правильного определения суммы выручки за реализованную продукцию будет зависеть вся хозяйственная деятельность предприятия.

Поступление выручки на расчетный счет завершает этап производства и реализации, свидетельствует о признании полезности, востребованности произведенной продукции на рынке.

От величины реализации продукции, в том числе и продукции растениеводства, зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости средств, показатели прибыли и рентабельности. Несвоевременная реализация наносит ущерб потребителям продукции, так как это вызывает диспропорции в их производственном процессе.

Существенное влияние на величину выручки от реализации продукции растениеводства оказывают цены реализации и методика их формирования. Государство посредством законодательных и нормативных документов по ценообразованию осуществляет регулирование и контроль за формированием цен на сельскохозяйственную продукцию, принимает меры по стабилизации цен. В настоящее время в отрасли растениеводства наблюдаются положительные тенденции в сфере ценообразования. Совершенствуются методики формирования цен на продукцию растениеводства, изучается спрос на отечественном и мировом рынках сельскохозяйственной продукции, повышается качество продукции и соответственно ее конкурентоспособность. Изменения, происходящие в законодательстве, увеличение объемов реализации, определение финансового результата оказывают огромное влияние на организацию бухгалтерского учета, которому в последнее время отводится огромное значение.

Важная роль в процессе реализации продукции, отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обновляются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Все выше изложенное определяет актуальность темы курсовой работы.

Целью работы является анализ реализации продукции растениеводства в ОАО «Ярево-агро» Поставского района Витебской области, а также выявление резервов увеличения объема реализованной продукции растениеводства.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставились следующие задачи:

- изучение экономической сущности процесса реализации продукции растениеводства;

- рассмотрение организации процесса реализации продукции растениеводства в ОАО «Ярево-агро»;

- изучение изменений в составе и структуре товарной продукции за анализируемый период;

- выявление и изучение влияние факторов на объем реализации продукции растениеводства, выручку и прибыли от реализации, а также рентабельности;

- выявление резервов увеличения объема реализации продукции растениеводства и прибыли от реализации продукции растениеводства.

Объектом исследования является ОАО «Ярево-агро» Поставского района Витебской области . Курсовая работа была выполнена на базе первичных документов, регистров синтетического и аналитического учета по реализации продукции растениеводства, а также годовых отчетов за 2007-2009 годы СПК «Ярево», а также средних данных Поставского района.

Теоретической и методологической основой написания курсовой работы явились законодательные акты по изучаемой теме, нормативно-справочная литература, труды отечественных и зарубежных ученых и экономистов.

При написании курсовой работы были использованы следующие приемы и методы: сравнения, графический, детерминированный факторный анализ, метод дедукции и другие.

Обзор литературы

В настоящее время многими авторами в периодической печати затрагиваются вопросы, связанные с учетом реализации продукции, работ, услуг, его совершенствованием, а также методикой определения финансовых результатов и их влиянием на хозяйственную деятельность предприятий.

Для повышения эффективности хозяйственной деятельности необходимо не только правильно наладить учет реализации продукции, искоренить имеющиеся недостатки учета, но и своевременно и всесторонне проводить анализ реализации продукции, работ, услуг.

Анализируя производственно-сбытовую деятельность хозяйств, А. В. Тарасов [15] отмечает низкую рентабельность производства продукции и объясняет это отсутствием опыта работы сельскохозяйственных предприятий в условиях рынка. Раньше хозяйства имели устойчивые связи с потребителями, этому способствовало то, что основная часть продукции реализовывалась в соответствии с государственным заказом. Автор придерживается позиции о сохранении государственного заказа, как основного канала реализации продукции, в том числе сельскохозяйственной. Автор считает, что хозяйствам выгодно реализовать свою продукцию государству, так как хозяйства не имеют нужной базы для хранения и переработки продукции и поэтому они заинтересованы в быстрой ее реализации.

Мы согласны с позицией А. В. Тарасова, так как, по нашему мнению, в настоящее время товаропроизводителю крайне важно иметь надёжные рынки сбыта.

Наиболее сложной и важной задачей при реализации, по мнению 3. М. Ильиной [8], является выбор канала реализации продукции. Выбранные предприятием каналы самым непосредственным образом влияют на все остальные решения в сфере маркетинга: политику цен, выбор посредников, условия и сроки договоров с транспортными и другими смежными предприятиями. Выбор, который предприятие сделает в отношении канала реализации, обусловит его деятельность на многие годы.

На степень увеличения каналов реализации, как отмечает Э.П. Петрович [11] , также влияют размеры предприятия - чем оно крупнее, тем больше различных каналов сбыта оно использует.

Увеличение каналов сбыта во всех регионах происходит за счет возникновения новых или нетрадиционных каналов движения. В частности В. Г. Гусаков [7] отмечает в первую очередь использование таких каналов, как реализация продукции через собственную розничную сеть, прямые поставки в магазины, продажа на рынке и особенно-частным посредникам, которые предлагают более выгодные условия сделок.

Однако традиционные рыночные каналы продолжают занимать немалый удельный вес в реализации продукции. Это прямые поставки заготовительным организациям и перерабатывающим предприятиям. По традиционным каналам идет основной поток поставок продукции в государственные производственные фонды. Значение этих каналов реализации нельзя недооценить, поскольку они гарантируют сбыт продукции, что для рыночных условий весьма актуально. Проблема заключается в том, что тяжелое финансовое состояние перерабатывающих предприятий и ценовое ограничение со стороны государства в современных условиях недостаточно эффективно.

Е. Л. Козлова [9] указывает на то, что после выбора канала реализации того или иного вида продукции нужно оценить их эффективность. Для анализа эффективности выбора того или иного канала реализации она предлагает использовать индексный метод.

В свою очередь Е. С. Бобинцев [5] для оценки эффективности канала реализации, предлагает исследовать виды товарной продукции и рентабельность ее производства, при продаже по различным каналам реализации. Затем стоит проанализировать объем продаж и цену реализации, а затем рассчитать рентабельность по каждому отдельно каналу, позволяет влиять наиболее эффективно.

Исходным пунктом оценки эффективности вариантов реализации продукции В. Г. Гусаков и А. Бойко [7] считают расчет прибыли (убытка) от реализации одного центнера продукции по каждому ее виду и по каждому каналу, надо проанализировать результаты расчетов. Анализ вариантов автор предлагает производить по плановой и сверхплановой продукции.

Прибыль сельскохозяйственного предприятии зависит от многих факторов: количества реализованной продукции, цены реализации, себестоимости единицы продукции. Ее анализ несколько усложняется еще и тем, что для большинства сельхозпредприятий характерно многоотраслевое производство.

Наличие выгодных и невыгодных отраслей из-за имеющейся системы ценообразования вызывает необходимость учитывать ещё и влияние структуры реализованной продукции на размер прибыли.

Анализируя взаимоотношения производителей сельскохозяйственной продукции с потребителями, В. С. Обухович [12] отмечает, что эти взаимоотношения с одной стороны, выражают совокупность интересов сторон, но с другой-вступают в противоречия.

Автор обращает внимание на то, что перерабатывающие предприятия превратились в локальных монополистов, используя свое положение для занижения закупочных цен, для задержки оплаты за продукцию.

Закономерным следствием этого явилось снижение объемов производства основных видов товарной продукции сельского хозяйства. Сельскохозяйственные кооперативы стали активнее использовать собственные каналы реализации. Результатом этого явилось снижение объемов сырьевых ресурсов. Из-за недостатка сырья неэффективно стала работать мощная индустриальная база крупных перерабатывающих предприятий, которую с выгодой могли бы использовать сельскохозяйственные предприятия, если бы были созданы нормальные производственные отношения, учитывающие экономические интересы общих сторон.

При анализе реализации продукции важное значение необходимо уделять качеству реализуемой продукции.

О. П. Алешкевич [1] утверждает, что качество производимой продукции является одним из основных критериев оценки деятельности предприятия в условиях рыночной системы хозяйствования. Уровень качества продукции определяет рост производства и его эффективность. Для характеристики качества учитывают уровень стандартизации продукции, уровень сертификации, экологические свойства и безопасность, а также экономические показатели.

Таким образом, задача анализа, по мнению И. Ф. Дронина и А. А. Сиваковой [3], заключается в том, чтобы изучить рост товарности отдельных видов продукции, выполнение плана реализации продукции.

Обобщив мнения авторов по вопросу анализа реализации продукции, можно заключить, что анализ играет важную роль в повышении эффективности производства, конкурентоспособности продукции, принятия управленческих решений. С его помощью вырабатываются тактика и стратегия сбыта продукции, выявляются резервы повышения объемов реализации, оцениваются результаты деятельности предприятия.

В заключение следует отметить, что мнения вышеуказанных авторов по совершенствованию различных аспектов учета и анализа реализации продукции и связанные с ними другие вопросы различны и требуют дальнейшей разработки и глубокого изучения. При этом правильное понимание точек зрения авторов и успешное применение предложений на практике позволит улучшить организацию учета реализации продукции растениеводства на предприятиях.

    Анализ трудовых ресурсов
    Формирование персонала в условиях рыночных отношений опирается на действие механизма внутреннего рынка труда организации. Смысл создания и использования такого механизма состоит в том, что он позволяет применять гибкие формы обеспечения организации необходимыми раб ...

    Анализ факторов снижения себестоимости продукции ООО Инвест-Агро
    В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ...