Анализ факторов спроса на продовольствие на российских рынках

Состояние экономики любой страны неразделимо с понятием рыночного спроса.

Потребительский спрос является главным фактором экономического роста страны. На потребительский спрос влияет непосредственно, потенциал внутреннего рынка товаров.

Одним из крупнейших сегментов рынка является сегмент продукции потребительского назначения.

По мере сдвигов в системе предпочтений потребителей заметно растет стимулирующее влияние потребительского спроса на передовые в техническом отношении товары (бытовая, компьютерная техника, сотовая связь, автотранспорт и пр.).

Современный рынок товаров и услуг потребительского назначения определяется частными расходами. Его структура потребления зависит от множества факторов: величины дохода, социального положения человека в обществе, уровня культуры, национальных традиций, климатических условий, демонстрационного эффекта и т.д.

Экономически доказано, что высокая концентрация покупательной способности и большая распыленность спроса при его маленьких размерах ускоряют насыщаемость внутреннего рынка промышленных изделий и создают условия для недогрузки существующих мощностей по выпуску товаров потребительского назначения.

Положение развивающихся стран, появившихся на индустриальной арене с опозданием, усугублялось тем, что первоначальные этапы их промышленного развития совпали с расцветом крупномасштабного производства, когда приоритет отдавался выпуску массовой продукции.

Именно поэтому дробятся и сами рынки производственных товаров, так необходимые для выпуска изделий. Данное сдерживает организацию других видов производства, одновременно препятствуя становлению взаимосвязанных отраслей, что в свою очередь сдерживает образование национальных хозяйственных комплексов.

В данной ситуации малоимущие слои населения вынуждены основную часть своей покупательной способности обращать на продовольствие, дешевые ткани и одежду, которая обладает слабой эластичностью спроса и к цене и к замещению.

На мировом рынке в настоящее время происходит модернизация производства и потребления. Происходит сочетание современных и архаичных потребностей. В данном случае прослеживается некоторая тенденция: по мере роста дохода сокращается его часть, используемая для удовлетворения первичных потребностей, растет потребление товаров длительного пользования.

В России, как и повсеместно, спрос и предложение - это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги.

Практическое содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами.

Особенности взаимной зависимости таких переменных, как цена и количество купли-продажи благ по этой цене, позволяют рассматривать спрос в качестве функции покупателя, а предложение - в качестве функции продавца.

Изучение российского потребительского спроса в целом, и на рынке продовольствия, является важнейшей задачей для экономистов страны. Исследование данной темы актуально всегда. Так как спрос всегда был и всегда будет. Одной из важных проблем является то, что на потребительский спрос влияет множество факторов, которые будут проанализированы в данной курсовой работе.

Целью исследования в данной курсовой работе является рассмотрение факторов спроса, влияющих на продовольственный спрос.

Для достижения поставленной в рамках курсовой работы цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть теоретические аспекты спроса: понятие, виды, факторы формирования спроса; эластичность спроса; факторы спроса на рынке продовольствия;

Проанализировать особенности современного рынка продовольствия России и факторы, влияющие на рыночный спрос.

Методологическую и теоретическую основу данной работы составили законодательные акты Российской Федерации, а также труды ведущих российских ученых в области экономики и менеджмента, таких как: Ильенкова Н.Д., Козырькова С.Ю., Лосева А.Ю., Нуреев Р.М., Потапова И.И.,и другие.

Теоретические аспекты спроса на рынке продовольствия

    Анализ технико-экономических показателей ОАО Агрохим-Прибой Граховского района
    Организационно-технологическая практика студентов проходит на сельскохозяйственных предприятиях и хозяйствах с целью углубления и закрепления знаний, полученных при изучении курсов «Экономика сельского хозяйства», «Статистика отрасли» и других экономических дисципл ...

    Анализ рентабельности предприятия
    Цель предпринимательской деятельности - не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность - относительный показатель и отображает степень прибыльности предпр ...