Формирование и развитие потребительского рынка

В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе.

На потребительском рынке, как на лакмусовой бумаге, отражаются и позитивные, и негативные моменты экономики, в острой форме проявляются ее противоречия. Наиболее рельефно они проявились в России в ходе экономических реформ 90-х годов в виде деформированности рынка. В нашей стране сложились особые условия, характеризующиеся экономической нестабильностью, резким спадом производства, высокими темпами инфляции, низким уровнем спроса, несбалансированностью и структурным несоответствием имеющихся на рынке потребительских благ спросу населения. Усилилась деформация семейного бюджета населения - сократился объем потребления не только непродовольственных товаров, но и продуктов питания при достаточно высокой насыщенности рынка потребительскими товарами. На этом фоне из года в год увеличивается имущественная дифференциация населения, характеризующаяся ростом бедной части граждан и сокращением наиболее производительного «среднего класса», обостряется социальная ситуация в обществе, криминализируется рынок.

Эти обстоятельства определили актуальность и выбор темы дипломного проекта.

Однако, в отечественной экономической литературе многие сложные вопросы становления и функционирования современного потребительского рынка рассматриваются со старых теоретикометодологических позиций, когда сфере потребления отводится второстепенная, подчиненная роль при абсолютизации примата производства.

В большинстве исследований потребительский рынок не выделяется как особый многоструктурный и многофункциональный тип рынка, а представляется лишь как сфера розничной торговли, что, на наш взгляд, сужает назначение, масштабы, состав, структуру и функции современного потребительского рынка как наиболее сложного социально-экономического института современного общества. Здесь наряду с экономическими законами действуют и социально-психологические законы, определяющие экономическое поведение субъектов рынка (производителей и потребителей), что существенно усложняет механизм его функционирования и требует дальнейших углубленных теоретико-методологических исследований в этом направлении.

Цель проекта состоит в исследовании современного состояния потребительского рынка в РФ на трех уровнях.

Эту цель конкретизируют следующие задачи:

собрать и обобщить материал по теме;

раскрыть сущность и содержание потребительского рынка;

изучить потребительский рынок РФ в историческом аспекте;

провести анализ развития потребительского рынка на федеральном, региональном и местном уровне на примере г. Дзержинска;

сделать выводы и дать оценку.

В первой главе рассмотрен потребительский рынок, как важный фактор экономического роста страны, изучено становление и развитие потребительского рынка в историческом аспекте, так же проанализирована и изучена нормативно-провавая база потребительского рынка. Во второй главе проведен анализ формирования и развития потребительского рынка на современном этапе, рассмотрены актуальные проблемы отрасли.

В третьей главе описаны основные направления государственной политики по формированию и развитию потребительского рынка на трех уровнях.

В заключении к дипломному проекту на основании проведенного анализа сделаны выводы о формировании и развитии потребительского рынка, даны рекомендации и выдвинуты предложения по совершенствованию регулирования потребительского рынка.

Список литературы представлен учебной литературой, публикациями в научных журналах, нормативно-правовыми актами, законами, указами, постановлениями.

Потребительский рынок - важный фактор экономического роста страны

    Анализ управления запасами логистической системе предприятия
    Теоретические аспекты анализа управления запасами в логистической системе на предприятии ...

    Управление государственной недвижимостью
    Актуальность исследования. Функционирование рынка недвижимости во многом предопределяет развитие рыночных отношений, являясь его центральным звеном. Это объясняется тем, что объекты недвижимости фигурируют во всех сферах общественной жизни. Главной специфик ...