Резервы повышения производительности труда

К числу трудообразующих резервов, следует отнести - улучшение использования фонда рабочего времени и повышение интенсивности труда до уровня средней нормальной путем уплотнения рабочего времени. К числу трудосберегающих резервов следует отнести все резервы, связанные с сокращением трудоемкости производства продукции. Внутрипроизводственные резервы, по группе трудообразующих факторов, как правило, оцениваются по показателям использования рабочего дня и рабочего года. Основные направления, поиска резервов роста производительности труда, вытекают из самой формулы расчета ее уровня:

ЧВ=ВП / Т (2.7)

где ВП- валовая продукция;

Т-затраты рабочего времени на выпуск фактического объема продукции, согласно которой добиться повышения производительности труда можно путем: а) увеличения выпуска продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия, так как при наращивании объемов производства на имеющейся мощности увеличивается только переменная часть затрат рабочего времени, а постоянная остается без изменения, в результате чего затраты времени на выпуск единицы продукции уменьшаются; б) сокращения затрат труда на ее производство путем интенсификации производства, внедрения комплексной механизации и автоматизации, более совершенной техники и технологии производства, сокращения потерь рабочего времени за счет улучшения организации труда, материально-технического снабжения и других факторов в соответствии с планом организационно-технических и инновационных мероприятий.

При этом, возможны следующие варианты, соотношения изменения объема выпуска продукции и затрат труда, которые должны учитываться при выборе управленческой стратегии по обеспечению роста производительности труда при существующих в данный момент экономических условиях:

. происходит увеличение объема выпуска продукции при снижении затрат труда на ее производство;

. объем продукции растет быстрее, чем затраты труда;

. объем продукции растет при неизменных затратах труда;

. объем продукции остается неизменным при снижении затрат труда;

. объем продукции снижается более медленными темпами, чем затраты труда.

Независимо от выбранного варианта стратегической политики резервы увеличения среднечасовой выработки определяются следующим образом: где Р↑ЧВ - резерв увеличения среднечасовой выработки; ЧВв, ЧВф - соответственно возможный и фактический уровень среднечасовой выработки; Р↑ВП - резерв увеличения валовой продукции за счет внедрения инновационных мероприятий; Тф - фактические затраты рабочего времени на выпуск фактического объема продукции в отчетном периоде; Р↓Т - резерв сокращения рабочего времени за счет механизации и автоматизации производственных процессов, улучшения организации труда, повышения уровня квалификации работников и др.; Тд - дополнительные затраты труда, связанные с увеличением выпуска продукции, которые определяются по каждому источнику резервов увеличения производства продукции с учетом дополнительного объема работ, необходимого для освоения этого резерва, и норм выработки.

Умножив резерв роста среднечасовой выработки на плановую продолжительность рабочего дня, можно получить резерв роста среднедневной выработки. Если же этот резерв умножить на планируемый фонд рабочего времени одного рабочего, то можно узнать резерв роста среднегодовой выработки рабочих. Для определения резерва увеличения выпуска продукции необходимо возможный прирост среднечасовой выработки умножить на планируемый (возможный) фонд рабочего времени всех рабочих:

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ЗАО Бурвод
Роль экономического анализа в управлении организацией заключается в том, что он: · позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер изменений; · способствует лу ...

Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО ПО Орника)
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выш ...