Управление дебиторской задолженностью предприятия

Целью управления дебиторской задолженностью является обеспечение наиболее эффективной реализации экономических решений в процессе деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Недопустимо аккумулировать большую величину дебиторской задолженности, чем может позволить собственный капитал;

2. Необходимо прогнозировать последствия роста дебиторской задолженности;

3. Недопустим неоправданный рост дебиторской задолженности.

Таким образом, работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства.

По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам:

· анализ дебиторской задолженности предприятия;

· выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции;

· определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам;

· формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;

· формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

· обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;

· построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.

Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.

Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:

· планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;

· управление кредитными лимитами покупателей;

· контроль дебиторской задолженности;

· мотивация сотрудников.

Важным вопросом при управлении дебиторской задолженностью является ее классификация. В зависимости от того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использовать разнообразные методы управления дебиторской задолженностью.

Традиционная классификация дебиторской задолженности предусматривает ее распределение по правовому критерию на:

· срочную

· просроченную.

К срочной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет меньше одного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, определенными в соглашениях.

Просроченная - это задолженность с нарушением договорных сроков. Дальше важно разобрать понятие сомнительный долг, который понимается как текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником.

В бухгалтерском учете дебиторская задолженность делится на долгосрочную и краткосрочную. Долгосрочной дебиторской задолженностью признается задолженность, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после 12 месяцев с даты баланса.

Б.О. Жнякин и В.В. Краснова предлагают наиболее полную классификацию дебиторской задолженности по срочному признаку, а именно: текущую, срочную, просроченную, долгосрочную и безнадежную.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Анализ сферы услуг в России
Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследова ...

Анализ статистических данных
статистический экономический информация риск Статистические методы являются важной частью процесса управления. Они позволяют вырабатывать обоснованные стратегические решения, сочетающие интуицию специалиста с тщательным анализом имеющейся информации. Использование с ...