Управление дебиторской задолженностью предприятия
Целью управления дебиторской задолженностью является обеспечение наиболее эффективной реализации экономических решений в процессе деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо руководствоваться следующими принципами:
1. Недопустимо аккумулировать большую величину дебиторской задолженности, чем может позволить собственный капитал;
2. Необходимо прогнозировать последствия роста дебиторской задолженности;
3. Недопустим неоправданный рост дебиторской задолженности.
Таким образом, работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов - проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства.
По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам:
· анализ дебиторской задолженности предприятия;
· выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции;
· определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам;
· формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;
· формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
· обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;
· построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.
Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.
Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:
· планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;
· управление кредитными лимитами покупателей;
· контроль дебиторской задолженности;
· мотивация сотрудников.
Важным вопросом при управлении дебиторской задолженностью является ее классификация. В зависимости от того, какой признак положен в основу ее классификации, можно использовать разнообразные методы управления дебиторской задолженностью.
Традиционная классификация дебиторской задолженности предусматривает ее распределение по правовому критерию на:
· срочную
· просроченную.
К срочной относится дебиторская задолженность, срок погашения которой еще не наступил или составляет меньше одного месяца и которая связана с нормальными сроками расчетов, определенными в соглашениях.
Просроченная - это задолженность с нарушением договорных сроков. Дальше важно разобрать понятие сомнительный долг, который понимается как текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует неуверенность ее погашения должником.
В бухгалтерском учете дебиторская задолженность делится на долгосрочную и краткосрочную. Долгосрочной дебиторской задолженностью признается задолженность, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла и будет погашена после 12 месяцев с даты баланса.
Б.О. Жнякин и В.В. Краснова предлагают наиболее полную классификацию дебиторской задолженности по срочному признаку, а именно: текущую, срочную, просроченную, долгосрочную и безнадежную.
Анализ производственной, коммерческой, экономической и хозяйственной деятельности предприятия ЗАО Одема им. В. Соловьевой
Характеристика предприятия ЗАО «Одема» им. В. Соловьевой и
организация его производственного процесса
...
Формирование и развитие современных социально-экономических систем
Опираясь
на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее
как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту
систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно
друг друга. Это качес ...