Предложение по развитию нового организационно-экономического механизма управления государственной недвижимостью

Управление федеральным (государственным) имуществом носит бивалентный характер: его можно понимать как способ юридически властного воздействия и на управляемые объекты (имущество), и на отношения в сфере управления федеральным имуществом.

Проблемы, возникающие при управлении государственной собственностью, свидетельствуют о необходимости совершенствования сложившейся его системы, выражающейся в организационно экономических механизмах управления. Любой собственник доходной недвижимости в условиях рыночной экономики стремится получить прибыль от ее использования. И государство, как собственник недвижимости, должно так организовать систему управления государственным имуществом, чтобы она ориентировала на эффективное его использование, на пополнение бюджета за счет отчислений от прибыли и дивидендов по акциям. Общество в целом и каждый его гражданин в той или иной форме и степени имеет право на получение прибыли от использования государственной собственности.

Для повышения эффективности управления государственной собственностью необходимы изменения по следующим направлениям:

совершенствование организационно-хозяйственной практики управления;

введение рыночных принципов во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами (повышение роли возмездных операций, сокращение льгот для пользователей государственным имуществом, поддержка субарендных отношений арендатора государственного имущества при условии выполнения им договорных обязательств);

совершенствование системы подготовки управляющих государственным имуществом и формирование рынка менеджеров соответствующего профиля;

создание адекватной системы вознаграждения управляющих, ориентированной на достижение целей управления;

рост внимания к дивидендной политике.

Управленческая деятельность должна быть основана на учете, отчетности, контроле, анализе и оценке деятельности по использованию государственного имущества.

Контролю должно подвергаться не только достижение запланированных показателей использования недвижимости, но и распределение финансовых потоков, их целевое использование, а также сохранность государственного имущества.

Учет отраслевого принципа позволил бы сопоставить показатели деятельности государственных предприятий со среднеотраслевыми и нормативными, учесть конкурентные преимущества, оценить перспективы развития.

Министерства должны иметь действенные механизмы воздействия на государственные предприятия, за деятельность которых они отвечают. В их распоряжении должны быть реальные инструменты поддержки (льготное кредитование за счет средств бюджета, выдача гарантийных обязательств под кредиты коммерческих банков, возвратное и безвозмездное финансирование эффективных проектов развития предприятий) и наказания (финансовая ответственность, расторжение контрактов с руководителями предприятий с возмещением ими убытков за неэффективное использование государственной собственности в результате хозяйственной деятельности ГУП).

Действующую систему управления необходимо изменить таким образом, чтобы ввести механизм экономической заинтересованности в эффективном использовании государственной собственности и экономической ответственности за убыточную работу предприятий. Доходы всех управляющих субъектов как на первичном уровне (ГУП), так и на вторичном (соответствующих министерств) должны зависеть от степени достижения целей управления государственной собственностью. Ныне же те и другие получают стабильную заработную плату вне зависимости от того, как используется управляемая ими государственная собственность.

Перейти на страницу: 1 2

Анализ производственных возможностей с помощью кривой трансформации
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации произ ...

Анализ себестоимости продукции ООО Стандарт
Эффективное управление производственной деятельностью предприятий в большей степени зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений предприятия. Поиск новых форм учета, контроля и планирования содержится в системе управленческого учета, к ...