Предложение по формированию новой системы показателей оценки эффективности управления государственной недвижимостью

Эффективность традиционно оценивают как соотношение доходов и расходов, или полученных результатов и произведенных затрат. Результаты могут быть выражены в финансовых и социальных показателях.

Эффективность управления недвижимостью также оценивают с точки зрения достижения целей управления и с точки зрения соотношения затрат и результатов. Объектом анализа выступает отдельный объект недвижимости, определенная их совокупность и государственный сектор в целом.

Показателями экономической эффективности использования недвижимости могут служить уровни объема производства, рентабельности, рыночной капитализации (стоимости) объекта. Социальную эффективность на макроуровне характеризует устойчивость и доступность социально-значимых услуг, предоставляемых предприятиями с государственным участием, уровень развития социальной сферы, качество жизни населения, а на микроуровне - решение проблемы трудоустройства, средний уровень оплаты труда работников предприятия, предоставление социальных льгот и другие. О реализации интересов государства-акционера свидетельствует данные о поступлении доходов от владения пакетами акций. О реализации фискального интереса государства свидетельствует информация о своевременности и полноте перечислений налогов и иных обязательных платежей. Показатель эффективности управления - соотношение чистых доходов от эксплуатации объекта и расходов на его управление, экономия бюджетных ресурсов. Оптимизация управления может быть одновременно направлена как на максимизацию эффекта, так и на минимизацию расходов.

Для государства в целом важно учитывать интегральный эффект, то есть совокупные результаты использования, сдачи в аренду, продажи и совокупные затраты собственника на содержание и сохранение недвижимости, на проекты развития, на осуществление самого управления.

Характеризовать эффективность можно в количественных и качественных, в натуральных и стоимостных показателях, по годам и за определенный более длительный период, например, период реализации инвестиционного проекта развития. Оценка эффективности в динамике опирается на дисконтирование потоков доходов и расходов во времени.

Рассмотренные проблемы управления государственной собственностью свидетельствует о необходимости совершенствования сложившейся его системы. Любой собственник доходной недвижимости в условиях рыночной экономики стремится получить прибыль от ее использования. И государство, как собственник недвижимости в форме государственных предприятий или акций открытых акционерных обществ, должно так организовать систему управления государственным имуществом, чтобы она ориентировала на эффективное его использование, на пополнение бюджета за счет отчислений от прибыли и дивидендов по акциям. Общество в целом и каждый его гражданин в той или иной форме и степени имеет право на получение прибыли от использования государственной собственности.

Для повышения эффективности управления государственной собственностью необходимы изменения по следующим направлениям:

- - совершенствование организационно-хозяйственной практики управления;

- - введение рыночных принципов во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами (повышение роли возмездных операций, сокращение льгот для пользователей государственным имуществом, поддержка субарендных отношений арендатора государственного имущества при условии выполнения им договорных обязательств);

Перейти на страницу: 1 2 3

Фискальная политика направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям проблема сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики является наиболее важной и приоритетной в исследовании макроэкономического состояния страны. Наибольший интерес представ ...

Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО ПО Орника)
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выш ...