Понятие малого предпринимательства. История его становления в Российской Федерации

С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

микропредприятия - 60 млн. рублей;

малые предприятия - 400 млн. рублей;

средние предприятия - 1000 млн. рублей. [17]

В экономике развитых стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Малые предприятия - коммутанты функционируют в сфере промежуточной сборки: изготовление отдельных узлов и деталей. Они тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через системы кооперационных связей и субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного производства.

Предприятия - патиенты специализируются на выпуске готовой продукции, ориентированной на локальные рынки сбыта.

Предприятия - эксплеренты (рисковые, инновационные предприятия) занимаются научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров. [31, с.81]

М.Г. Лапуста выделяет преимущества и недостатки малого предпринимательства (таблица 1). [38, с.171-174]

Таблица 1

Преимущества и недостатки малого предпринимательства

№ п/п

Преимущества

Недостатки

1

- более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи; более низкая потребность в первоначальном капитале.

- более высокий уровень риска; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

В процессе проведения рыночных преобразований российской экономики сектор малого предпринимательства проходил специфические этапы развития.

1-й этап - возрождение (1987-1990)

Закон СССР "О кооперации в СССР" от 26 августа 1988 г. дал первый импульс развитию российскому предпринимательству. Закон СССР "О кооперации в СССР" создал привилегированные условия одной форме собственности - кооперативам, у них появилась возможность устанавливать неограниченные надбавки к заработной плате работников, отсутствовали платежи в бюджет. [28]

В 1989 - 1990 гг. наблюдался резкий рост количества малых предприятий, которые создавались в виде кооперативов практически во всех отраслях хозяйственной деятельности. Так, например, принятие в 1989 г. Советом министров СССР Постановления "О содействии хозяйственной деятельности Комсомола" стимулировало возникновение и развитие всевозможных комсомольских молодежных предприятий. Главными задачами были вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность и привлечение средств для финансирования комсомольских мероприятий. Постановлением предусматривались значительные льготы в виде освобождения от уплаты в бюджет налога на прибыль и ряд других. [40, с.30]

июня 1988 г. принято "Положение об организации деятельности малых предприятий" (Протокол № 6 заседания Комиссии по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР), которое ввело упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий. Они получили статус юридического лица, большую самостоятельность в осуществлении хозяйственной деятельности и распределении хозрасчетного дохода. Закон СССР "О предприятии в СССР" от 4 июня 1990 г. объявил о равенстве организационно-правовых предприятий любых форм собственности, что привело к росту числа предприятий различных форм собственности во всех отраслях промышленности и регионах страны. [35, с.17; 29]

Подавляющее большинство созданных предприятий в начальной фазе своего развития использовали государственный имущественный комплекс.

Начавшаяся либерализация экономических отношений дала импульс деловой активности и в известной степени сформировала предпосылки формирования рыночного развития российской экономики.

2-й этап - начало становления (1991-1994)

На этом этапе началось регулирование государством организационно - правовых форм деятельности малых предприятий и формирование налогового режима их функционирования. Процессы приватизации государственной собственности, и, в первую очередь, ускоренная приватизация сфер торговли и бытовых услуг, создали дополнительные условия для закрепления малого предпринимательства в этом секторе российской экономики.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Услуги розничной торговли и требования к ним
В наше время развития рыночных отношений актуально стоит вопрос о развитии услуг розничной торговли. С услугами мы встречаемся повсеместно: спрашивая, чем отличается ржаной хлеб от пшеничного, прося завернуть купленную вещь в подарочную упаковку, сдавая сумку в кам ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия особенно актуален в настоящее время ...