Понятие малого предпринимательства. История его становления в Российской Федерации

Постановлением Совета Министров РСФСР "О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий" от 18 июня 1991 г. определены направления государственной поддержки малого бизнеса в России. Законом РСФСР "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. определены дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса. [35, с.18]

Получило развитие индивидуальное предпринимательство.

В 1991 - 1993 гг., несмотря на неблагоприятные макроэкономические условия в стране, рост числа малых предприятий имел очень активный характер. В первую очередь развивались предприятия торгово-посреднической направленности.

В этот же период в рамках международных программ поддержки институциональных преобразований в России начинается разработка специальных программ поддержки частного, в том числе, малого бизнеса. Наибольший вклад на этом направлении вносят программы Европейского банка реконструкции и развития, TACIS и Агентства международного развития США. [36, с.422]

3-й этап - становление малого предпринимательства (с 1994 года по настоящее время)

С середины 1994 г. происходит резкое снижение прироста численности малых предприятий. Главными причинами приостановки роста числа малых предприятий стали: во-первых, резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся легко достигаемой высокой доходностью; во-вторых, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

Уже к 1995 г. оказались практически исчерпанными ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.

Отличительной особенностью этого этапа является начало законодательного регулирования мер поддержки и развития малого предпринимательства.

В 1995 году был принят Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" № 88-ФЗ, создан Федеральный Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. [27]

C 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209 - ФЗ, заменивший Федеральный закон № 88. Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий, уплаты налога на прибыль и др. Законом установлены цели государственной политики, особенности нормативно-правового регулирования, разграничены полномочия между уровнями власти. [36, с.423]

В 2002 году создана Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "Опора России", целью которой является содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации, обеспечивающих эффективное развитие экономики. [36, с.423]

Действия федеральных властей дали толчок к активизации регионов России. В составе региональных администраций создаются различные подразделения по поддержки малого предпринимательства, одновременно создаются фонды развития малого и среднего предпринимательства.

С 2007 года по настоящее время действуют федеральные и региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства, через которые реализуются меры по развитию малого предпринимательства в стране.

Меры государственной поддержки малого предпринимательства на современном этапе развития малого предпринимательства будут рассмотрены в параграфе 1.3.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Управление государственной недвижимостью
Актуальность исследования. Функционирование рынка недвижимости во многом предопределяет развитие рыночных отношений, являясь его центральным звеном. Это объясняется тем, что объекты недвижимости фигурируют во всех сферах общественной жизни. Главной специфик ...

Анализ производственной, коммерческой, экономической и хозяйственной деятельности предприятия ЗАО Одема им. В. Соловьевой
Характеристика предприятия ЗАО «Одема» им. В. Соловьевой и организация его производственного процесса ...