Качество жизни: понятие, показатели

Рост уровня жизни создаст возможности и материальную базу для улучшения качества жизни, выступающей обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей.

Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности. Качество жизни предполагает чистую окружающую среду, личную и национальную безопасность, политические и экономические свободы, другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.

Качество жизни - это совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.

Важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер. К таким сферам относятся: трудовая жизнь, сфера развития способностей людей, семейная жизнь, быт и поддержание здоровья, жизнь нетрудоспособных, досуг, окружающая среда, забота о будущем.

Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения.

Оценка качества жизни выступает в двух формах:

степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов (объективная сторона);

удовлетворенность качеством жизни самих людей (субъективная сторона).

При оценке качества жизни используются такие показатели, как индекс качества жизни американского исследователя Д.Джонстона; индекс качества жизни Дж.Форрестера; индекс самореализации австрийского ученого В.Хэдэя; индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), используемый специалистами ООН для сопоставления уровня и качества жизни различных стран, а также межрегиональных сопоставлений по России; индекс интеллектуального потенциала общества, отражающий уровень образования населения и состояние науки в стране; человеческий капитал на душу населения, отражающий уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения; коэффициент жизнеспособности населения, характеризующий возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране.

К основным показателям качества жизни относятся:

здоровье людей, его состояние характеризуется следующими показателями: продолжительность жизни, уровень смертности, длительность и тяжесть заболеваний, физические и умственные способности людей, их самочувствие;

Перейти на страницу: 1 2

Финансовые пирамиды
В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид. Этот период стал неотъемлемой частью истории России переходного периода. Тем не менее, российские финансовые пирамиды не были специфическим открытием их основателей, но стали еще о ...

Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО ПО Орника)
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выш ...