Анализ расчетов с покупателями и управленческие решения

Анализ расчетов с покупателями. Анализ состояния расчетов с покупателями и дебиторской задолженности является важной частью аналитической работы. Проведение анализа позволяет оценить, насколько эффективно организация инвестирует свои средства в кредитование покупателей, а также выявить добросовестных покупателей и покупателей, в отношении которых следует проводить инкассационные мероприятия.

Кроме того, результаты проведенного анализа могут служить основой для разработки политики кредитования покупателей на перспективу.

Анализ расчетов с покупателями рекомендуется проводить в следующей последовательности:

I этап - анализ динамики, движения и структуры дебиторской задолженности. Следует оценить динамику дебиторской задолженности, сравнить темпы роста объема продаж и задолженности, а также проанализировать структуру задолженности. Рост дебиторской задолженности может считаться оправданным, если происходит в результате роста объема продаж, но темпы ее роста не должны быть выше темпов роста продаж.

II этап - анализ качества дебиторской задолженности. Необходимо оценить качество дебиторской задолженности посредством оценки изменения удельного веса просроченной и сомнительной дебиторской задолженности.

III этап - оценка эффективности использования дебиторской задолженности. Рассчитывается коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и период ее оборота. Кроме того, необходимо количественно измерить экономический эффект, получаемый от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.

Управленческие решения. В основе управления дебиторской задолженностью лежат следующие принципы:

1) обоснование финансовой политики по поставкам продукции в кредит;

2) принятие решений по каждому виду дебиторской задолженности в целях ее минимизации;

3) выделение прибыльной дебиторской задолженности в целях максимизации прибыли;

4) контроль и систематический оперативный анализ состояния расчетов с дебиторами;

5) принцип двойного слежения.

При принятии решения по каждому виду дебиторской задолженности следует принимать во внимание ее величину и продолжительность предоставления отсрочки платежа за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), кредитные лимиты, установленные для каждого покупателя, общий кредитный лимит для новых и, возможно, перспективных покупателей. При этом следует стремиться к минимизации дебиторской задолженности каждого покупателя, что снижает потребность в заемных источниках финансирования.

Принцип выделения прибыльной дебиторской задолженности требует концентрации внимания на той ее части, которая может быть возвращена с максимальным эффектом.

Первоначальное мнение об эффективности использовании дебиторской задолженности можно сделать на основании коэффициента оборачиваемости и периода оборота дебиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости при прочих равных условиях свидетельствует о повышении эффективности ее использования.

Однако для более полной оценки необходимо определить эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Следует отметить, что чем выше оборачиваемость дебиторской задолженности, тем выше эффект, и наоборот. Для ускорения оборачиваемости средств в расчетах используются различные формы рефинансирования.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ЗАО Бурвод
Роль экономического анализа в управлении организацией заключается в том, что он: · позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер изменений; · способствует лу ...

Финансирование инновационной деятельности в России
Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, сп ...