Анализ расчетов с покупателями и управленческие решения

Анализ расчетов с покупателями. Анализ состояния расчетов с покупателями и дебиторской задолженности является важной частью аналитической работы. Проведение анализа позволяет оценить, насколько эффективно организация инвестирует свои средства в кредитование покупателей, а также выявить добросовестных покупателей и покупателей, в отношении которых следует проводить инкассационные мероприятия.

Кроме того, результаты проведенного анализа могут служить основой для разработки политики кредитования покупателей на перспективу.

Анализ расчетов с покупателями рекомендуется проводить в следующей последовательности:

I этап - анализ динамики, движения и структуры дебиторской задолженности. Следует оценить динамику дебиторской задолженности, сравнить темпы роста объема продаж и задолженности, а также проанализировать структуру задолженности. Рост дебиторской задолженности может считаться оправданным, если происходит в результате роста объема продаж, но темпы ее роста не должны быть выше темпов роста продаж.

II этап - анализ качества дебиторской задолженности. Необходимо оценить качество дебиторской задолженности посредством оценки изменения удельного веса просроченной и сомнительной дебиторской задолженности.

III этап - оценка эффективности использования дебиторской задолженности. Рассчитывается коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности и период ее оборота. Кроме того, необходимо количественно измерить экономический эффект, получаемый от инвестирования средств в дебиторскую задолженность.

Управленческие решения. В основе управления дебиторской задолженностью лежат следующие принципы:

1) обоснование финансовой политики по поставкам продукции в кредит;

2) принятие решений по каждому виду дебиторской задолженности в целях ее минимизации;

3) выделение прибыльной дебиторской задолженности в целях максимизации прибыли;

4) контроль и систематический оперативный анализ состояния расчетов с дебиторами;

5) принцип двойного слежения.

При принятии решения по каждому виду дебиторской задолженности следует принимать во внимание ее величину и продолжительность предоставления отсрочки платежа за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), кредитные лимиты, установленные для каждого покупателя, общий кредитный лимит для новых и, возможно, перспективных покупателей. При этом следует стремиться к минимизации дебиторской задолженности каждого покупателя, что снижает потребность в заемных источниках финансирования.

Принцип выделения прибыльной дебиторской задолженности требует концентрации внимания на той ее части, которая может быть возвращена с максимальным эффектом.

Первоначальное мнение об эффективности использовании дебиторской задолженности можно сделать на основании коэффициента оборачиваемости и периода оборота дебиторской задолженности. Ускорение оборачиваемости при прочих равных условиях свидетельствует о повышении эффективности ее использования.

Однако для более полной оценки необходимо определить эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Следует отметить, что чем выше оборачиваемость дебиторской задолженности, тем выше эффект, и наоборот. Для ускорения оборачиваемости средств в расчетах используются различные формы рефинансирования.

Финансовые пирамиды
В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид. Этот период стал неотъемлемой частью истории России переходного периода. Тем не менее, российские финансовые пирамиды не были специфическим открытием их основателей, но стали еще о ...

Анализ производственно-экономической деятельности на примере ООО ТНК-Уват
ООО «ТНК-Уват» занимается разработкой месторождений Уватской группы, расположенных в Западной Сибири на юге Тюменской области, более чем в 700 км от города Тюмень, добычей, перекачкой нефти и попутного газа, а также добычей в Новосибирской и Томской областях. Целью н ...