Основные направления повышения инновационного потенциала Российской Федерации

Российская Федерация обладает высоким научным и интеллектуальным потенциалом. Это неоднократно отмечалось многими специалистами, в том числе зарубежными. Во многих научных институтах и проектно-конструкторских организациях российских регионов есть большой задел инновационных предложений. Их результаты опубликованы, на многие получены патенты и авторские свидетельства, но применения пока не найдено. В то же время есть инвесторы, готовые вкладывать средства в инновационное развите предприятий, региона, страны. Однако они не имеют возможности оценить риск того или иного инновационного проекта. Есть и специалисты, способные оценить не только эффективность инновацонных проектов, но и возможные эффекты от них, как положительные, так и отрицательные. Но в стране действует система всеобщего недоверия, основанная на правовой незащищенности участников рынка инноваций. В результате молодые специалисты уезжают на Запад, а технологии, разработанные в стране внедряются за рубежом.

Для того, чтобы система финансирования инновационной деятельности работала эффективно должны развиваться все ее взаимосвязанные элементы, находящиеся в иерархической соподчиненности. А именно: источники поступления финансовых средств для осуществления инновационной деятельности (процесс финансирования); механизм аккумуляции средств, поступающих из различных источников, и вложения мобилизованного капитала; механизм контроля за инвестициями; механизм возвратности авансированных в инновационные процессы средств. Необходимо разработать механизмы, обеспечивающие взаимосвязь между этими элементами и снижающие риски участников инновационной деятельность.

Мировой опыт показывает, что, создавая частным инвесторам благоприятные условия для инвестирования в инновации, государство достигнет лучшего эффекта при минимальных затратах. Государственная поддержка должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение правовой защиты деятельности участников рынка; формирование кадрового потенциала за счет совершенствования системы образования на всех стадиях; создание благоприятных условий для работы выпускников на отечественных предприятиях; формирование инновационной инфраструктуры. Важнейший механизм государственной инновационно-инвестиционной политики должно стать государственно-частное партнерство (ГЧП). Практика реализации различных форм ГЧП, как за рубежом, так и в России, показала, что данный механизм позволяет привлечь частные средства для реализации приоритетных проектов, повысить эффективность управления производственной инфраструктурой, что является стимулом для развития инноваций. Для бизнеса участие в ГЧП означает получение финансовых и социальных выгод, а для государства - распределение финансовой нагрузки.

Развитие финансового рынка как неотъемлемого элемента инфраструктуры инновационной деятельности повысит возможности российских предприятий, организованных в форме открытых или закрытых акционерных обществ, при нехватке собственных средств для инновационной деятельности, даст возможность прибегнуть к дополнительной эмиссии ценных бумаг, позволяющей аккумулировать финансовые ресурсы за счет средств неограниченного числа инвесторов (как юридических, так и физических лиц). Сегодня очень немногие отечественные предприятия, нуждающиеся в долгосрочном финансировании инновационных проектов, в состоянии обеспечить приемлемый для инвесторов уровень доходности, ликвидности и надежности своих акций. Снижению риска по "инновационным" облигациям способствовала бы отлаженная система предоставления государственных гарантий, как по проектам, имеющим народно-хозяйственное значения, так и по небольшим проектам мелких предпринимателей, производящих востребованные продукты и услуги и создающие новые рабочие места. Помимо корпоративных облигаций, на фондовом рынке России должны получить распространение деривативы - опционы и варранты, на которые продаются права на приобретение корпоративных ценных бумаг, что также будет способствовать привлечению в инновационную деятельность необходимых финансовых средств.

Анализ технико-экономических показателей ОАО Агрохим-Прибой Граховского района
Организационно-технологическая практика студентов проходит на сельскохозяйственных предприятиях и хозяйствах с целью углубления и закрепления знаний, полученных при изучении курсов «Экономика сельского хозяйства», «Статистика отрасли» и других экономических дисципл ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия энергетики
Развитие рыночных отношений поставило хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм в такие жесткие экономические условия, которые объективно обусловливают проведение ими сбалансированной заинтересованной политики по поддержанию и укреплению финансового состоя ...