Анализ эффективности финансирования инновационной деятельности в России

В последнее десятилетие доля бюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки составляла около 60%, незначительно отклоняясь от этого "усредненного" показателя. Это отличает Россию от развитых стран мира, где финансирование науки из государственного бюджета составляло в 2002-2007 годах от 20% до 50% суммарных расходов на эти цели.

Доля частного (по собственности) сектора в поддержке ИиР низкая и ещё сокращается, поскольку бюджетное финансирование исследований и разработок растет опережающими темпами. После принятия в 2002 году правительственного документа "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" рост бюджетных ассигнований был стабильным. В период 2003-2012 годов бюджетные ассигнования на гражданскую науку возрастали на 10-15% в год в реальном исчислении. Внутренние затраты на ИиР в процентах к ВВП выросли с 0,95% в 2000 году до 1,07% в 2011 году.

Структура внутренних затрат на ИиР по формам собственности объясняет роль и значение бюджетного финансирования: почти 3/4 всех затрат приходится на организации государственной формы собственности, и этот показатель остается практически неизменным (табл. 1). Организации, находящиеся в частной форме собственности, увеличили свою долю во внутренних затратах на исследования и разработки с 5,1% в 2002 году до 14,1% в 2012 году.

Таблица 1 Внутренние затраты на исследования и разработки по формам собственности организаций, %

До 2005 года основной формой бюджетного финансирования ИиР было базовое, когда средства выделялись научной организации в целом в зависимости от численности персонала и прошлогоднего уровня затрат, и их объем не зависел от результатов работы научной организации или вуза. Доля программного финансирования - распределяемого через федеральные целевые программы (ФЦП) - составляла не более четверти бюджетных ассигнований на науку. В этих программах университеты, научно-исследовательские организации и частные компании могли участвовать на конкурсной основе в борьбе за бюджетные средства. Заказчиками ФЦП являются федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и государственные академии наук. В последние годы произошел рост ассигнований на реализацию ИиР в рамках федеральных целевых программ.

В 2012 году в Российской Федерации действовало 46 федеральных целевых программ (ФЦП), структурированных по 7 направлениям:

• развитие социальной инфраструктуры (7);

• развитие транспортной инфраструктуры (2);

• новое поколение (5);

• безопасность и экология (12);

• развитие науки и технологий (11);

• развитие регионов (6);

• развитие государственных институтов (3).

Объемы затрат всех ФЦП на исследования и разработки в 2012 году составили 61,1 млрд. руб. (в 2011 году - 49,2 млрд. рублей).

В рамках федеральных целевых программ Правительство Российской Федерации постепенно стало уделять больше внимания мерам, направленным на решение задач развития инновационной инфраструктуры, отработки механизмов коммерциализации результатов научно-технической деятельности, поддержки ведущих научных школ. Кроме того, в рамках ФЦП решаются задачи привлечения внебюджетных средств. Так, ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" нацелена на одновременную поддержку фундаментальных, прикладных исследований, разработок, кооперацию с промышленностью, формирование научной инфраструктуры и решение кадровых проблем науки. В частности, предусмотрены разнообразные меры по подключению бизнес сообщества к финансированию ИиР, в том числе через софинансирование работ по темам, предлагаемым самими компаниями, но в рамках государственных приоритетных направлений. Для Программы характерно также сочетание тематического (по приоритетным направлениям) и структурного (по видам решаемых задач, касающихся модернизации научного комплекса) подходов.

Перейти на страницу: 1 2

Финансовые пирамиды
В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид. Этот период стал неотъемлемой частью истории России переходного периода. Тем не менее, российские финансовые пирамиды не были специфическим открытием их основателей, но стали еще о ...

Анализ себестоимости производства зерновых культур на примере ОАО Красноперекопский Райагрохим, Красноперекопского района АР Крым
Проблема экономии затрат и снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции в современных условиях хозяйствования приобретает актуальное значение. Себестоимость - важнейший экономический показатель, который дает возможность определить, во что обходится пред ...