Анализ себестоимости продукции

Источники информации: форма №5-3 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные калькуляции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Для анализа общей сметы затрат на производство и реализацию продукции используются классификация по элементам затрат:

материальные затраты (основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, электроэнергия и теплоэнергия);

расходы на оплату труда;

отчисления в фонд социальной защиты;

амортизация основных средств и нематериальных активов;

прочие затраты (арендная плата, плата за услуги связи, ВЦ, обязательные страховые платежи за ОФ и оборотные средства, проценты по кредитам банка;

налоги в бюджет и внебюджетные фонды, включаемые в себестоимость продукции).

Сумма этих статей определяет полную себестоимость произведенной продукции.

Группировка по элементам затрат позволяет:

определить общую сумму затрат на производство и реализацию всей продукции предприятия, средние издержки на производство и реализацию

единицы продукции, затраты на рубль произведенной и реализованной продукции, сумму прибыли и т.д.;

изучить структуру издержек по элементам затрат, их динамику и сделать вывод о ее рациональности, необходимости и возможности изменения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости, фондоемкости. Все затраты предприятия в смете затрат в зависимости от объема производства и продажи продукции подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные расходы в себестоимости всего выпуска и реализации продукции остаются неизменными при изменении объема производства и продажи продукции, а переменные - изменяются с их изменением: с ростом объема производства и продаж продукции - они увеличиваются. В то же время по отношению к себестоимости единицы продукции, наоборот, постоянные расходы уменьшаются на изделия с ростом объема производства и продажи продукции, а переменные могут оставаться постоянными.

К переменным относятся, в основном, прямые расходы, которые рассчитываются на каждое изделие в отдельности (материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, основная заработная плата основных производственных рабочих и др.), а к постоянным - амортизация ОФ, заработная плата обслуживающего и управленческого персонала и др. Для получения 80%-ного эффекта при анализе структуры затрат предприятия достаточно проанализировать 20% видов издержек - это известное правило 80 : 20. Процедуры, осуществляемые при таком анализе, представлены на рис. 2.2.1.

Значительная, но неконтролируемая статья не всегда дает практическую возможность для экономии (например, при строительстве социальных объектов).

Одновременно с учетом значимых издержек руководству следует сосредоточить внимание на тех из них, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые интенсивно растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.

Рис. 2.2.1 - Процедуры, осуществляемые при анализе структуры затрат

Разделим все затраты предприятия в смете затрат в зависимости от объема производства и продажи продукции и сведем данную информацию в таблицу 3.

Таблица 3. - Анализ затрат в зависимости от объема производства

Элементы затрат

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Коэффициент динамики

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

пунктов

Переменные затраты

889 000

47

1 457 700

54

568 700

7

164

В том числе:

Материальные затраты

889 000

47

1 457 700

54

568 700

7

164

Постоянные затраты

1 444 400

68

1 574 400

75

130 000

-7

109

В том числе:

508 000

27

708 000

26

200 000

-1

39

Затраты на оплату труда

Страховые взносы

152 400

8

212 400

8

60 000

0

139

Прочие затраты

330 000

18

330 000

12

0

-5

100

- аренда

240 000

13

240 000

9

0

-4

100

- коммунальные услуги

60 000

3

60 000

2

0

-1

100

- услуги связи, интернета

6 000

0

6 000

0

0

0

100

- затраты на рекламу

24 000

1

24 000

1

0

0

100

Итого

1879400

100

2708100

100

828700

0

144

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ себестоимости продукции животноводства
Молочное скотоводство одна из наиболее важных отраслей животноводства. Оно служит источником таких ценных продуктов питания как молоко, мясо, а так же источником сырья для промышленности. Молоко является практически незаменимой основой питания в детском возрасте, к ...

Формирование и использование собственного капитала предприятия в ОАО Новосибирскгражданстрой
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является объектом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить толь ...