Анализ себестоимости продукции

Источники информации: форма №5-3 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия», плановые и отчетные калькуляции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т.д.

Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям

Планирование и учет себестоимости на предприятиях ведут по элементам затрат и калькуляционным статьям расходов.

Для анализа общей сметы затрат на производство и реализацию продукции используются классификация по элементам затрат:

материальные затраты (основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, электроэнергия и теплоэнергия);

расходы на оплату труда;

отчисления в фонд социальной защиты;

амортизация основных средств и нематериальных активов;

прочие затраты (арендная плата, плата за услуги связи, ВЦ, обязательные страховые платежи за ОФ и оборотные средства, проценты по кредитам банка;

налоги в бюджет и внебюджетные фонды, включаемые в себестоимость продукции).

Сумма этих статей определяет полную себестоимость произведенной продукции.

Группировка по элементам затрат позволяет:

определить общую сумму затрат на производство и реализацию всей продукции предприятия, средние издержки на производство и реализацию

единицы продукции, затраты на рубль произведенной и реализованной продукции, сумму прибыли и т.д.;

изучить структуру издержек по элементам затрат, их динамику и сделать вывод о ее рациональности, необходимости и возможности изменения в сторону снижения материалоемкости или трудоемкости, фондоемкости. Все затраты предприятия в смете затрат в зависимости от объема производства и продажи продукции подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные расходы в себестоимости всего выпуска и реализации продукции остаются неизменными при изменении объема производства и продажи продукции, а переменные - изменяются с их изменением: с ростом объема производства и продаж продукции - они увеличиваются. В то же время по отношению к себестоимости единицы продукции, наоборот, постоянные расходы уменьшаются на изделия с ростом объема производства и продажи продукции, а переменные могут оставаться постоянными.

К переменным относятся, в основном, прямые расходы, которые рассчитываются на каждое изделие в отдельности (материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, основная заработная плата основных производственных рабочих и др.), а к постоянным - амортизация ОФ, заработная плата обслуживающего и управленческого персонала и др. Для получения 80%-ного эффекта при анализе структуры затрат предприятия достаточно проанализировать 20% видов издержек - это известное правило 80 : 20. Процедуры, осуществляемые при таком анализе, представлены на рис. 2.2.1.

Значительная, но неконтролируемая статья не всегда дает практическую возможность для экономии (например, при строительстве социальных объектов).

Одновременно с учетом значимых издержек руководству следует сосредоточить внимание на тех из них, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые интенсивно растут и могут достичь высоких значений в ближайшее время.

Рис. 2.2.1 - Процедуры, осуществляемые при анализе структуры затрат

Разделим все затраты предприятия в смете затрат в зависимости от объема производства и продажи продукции и сведем данную информацию в таблицу 3.

Таблица 3. - Анализ затрат в зависимости от объема производства

Элементы затрат

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Коэффициент динамики

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

пунктов

Переменные затраты

889 000

47

1 457 700

54

568 700

7

164

В том числе:

Материальные затраты

889 000

47

1 457 700

54

568 700

7

164

Постоянные затраты

1 444 400

68

1 574 400

75

130 000

-7

109

В том числе:

508 000

27

708 000

26

200 000

-1

39

Затраты на оплату труда

Страховые взносы

152 400

8

212 400

8

60 000

0

139

Прочие затраты

330 000

18

330 000

12

0

-5

100

- аренда

240 000

13

240 000

9

0

-4

100

- коммунальные услуги

60 000

3

60 000

2

0

-1

100

- услуги связи, интернета

6 000

0

6 000

0

0

0

100

- затраты на рекламу

24 000

1

24 000

1

0

0

100

Итого

1879400

100

2708100

100

828700

0

144

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО Владивосток Авиа
В условиях рыночной экономики целью любого производства является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Те же предпр ...

Финансовые пирамиды
В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид. Этот период стал неотъемлемой частью истории России переходного периода. Тем не менее, российские финансовые пирамиды не были специфическим открытием их основателей, но стали еще о ...