Управленческая экономика

На длительный срок монополия имеет возможность присвоения дополнительной прибыли. Временной аспект чрезвычайно важен для монополии, максимизацию прибыли она обеспечивает с расчетом на длительную перспективу. А этого нельзя достигнуть, если не обеспечить сохранение монопольной позиции на рынках сбыта путем приспособления к тенденциям развития производства, вложения средств в изучение вкусов и наклонностей потребителя и т.д. Главная задача монополии - обеспечение исключительного положения на рынке:

олигополия;

Прогнозирование олигополистичной взаимосвязи в долгосрочном периоде связано с необходимостью учета соответствующих действий конкурентов на возможное изменение цен фирмой-олигополистом. Поскольку реакцию соперников трудно предугадать, до сих пор создать единую модель олигополии не удалось. Разработан ряд моделей, которые описывают конкретные ситуации, показывающие, как при олигополии обнаруживается тенденция к уменьшению прибыли из-за конкуренции. Разрушительные действия олигополистического соперничества толкают фирмы как к ценовым войнам, так и к сговору.

Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

монополистическая конкуренция;

Если говорить о долгосрочной перспективе, то экономисты выдвигают гипотезу о том, что на рынке монополистической конкуренции должна наблюдаться точно такая же ситуация, как и на рынке совершенной конкуренции: фирмы начнут получать нормальную прибыль. Если фирмы получают сверхприбыль или терпят убытки, то приход или уход фирм наряду с фиксированными мощностями действующих на рынке фирм привели бы к тому, что кривая спроса каждой отдельной фирмы либо повышалась бы, либо понижалась до тех пор, пока все фирмы не начали бы получать нормальную прибыль.

При монополистической конкуренции экономическая прибыль извлекается в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде она исчезает.

совершенная конкуренция.

Фирма, которая хочет максимизировать свою прибыль (или минимизировать убытки), должна поддерживать объем производства на таком уровне, при котором дополнительный доход, полученный от последней единицы, был бы равен дополнительным издержкам производства этой единицы. В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма, ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в конечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.

Задание № 7

При каких обстоятельствах монополист, осуществляющий дискриминацию, произведет более оптимальный с общественной точки зрения объем продукции, нежели монополист, не осуществляющий дискриминацию? Бывают ли ситуации, когда монополист, осуществляющий дискриминацию, произведет такой же объем продукции, какой был бы произведен в условиях конкуренции?

Ценовая дискриминация первой и второй степени позволяет увеличить объем продукции по сравнению с простой монополией, довести его до размеров, соответствующих условиям совершенной конкуренции.

Неудивительно, что монополист способен увеличивать свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией. При остальных равных условиях монополист, занимающийся дискриминацией, будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.

Для того чтобы понять, почему ценовая дискриминация может принести дополнительные прибыли, следует вспомнить нисходящую кривую спроса монополиста

Если монополист может установить и выделить каждого из этих покупателей и, таким образом, назначить максимальную цену, которую каждый из них заплатил бы, продажа любого данного объема продукции будет более прибыльной.

При прочих равных условиях занимающийся дискриминацией монополист на деле предпочтет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ трудовых ресурсов
Формирование персонала в условиях рыночных отношений опирается на действие механизма внутреннего рынка труда организации. Смысл создания и использования такого механизма состоит в том, что он позволяет применять гибкие формы обеспечения организации необходимыми раб ...

Анализ состояния безработицы в Республике Казахстан
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономическ ...