“Пирамиды” в европейской экономике

Миссисипская компания (Франция, 1717-1720 гг.)

В августе 1717 г. во Франции была учреждена Миссисипская компания. Ее главой был известный в то время финансист Джон Ло. Компания выпустила 200 тысяч акций по 500 ливров каждая. При этом покупатели могли оплачивать акции не только монетой и банкнотами, но и государственными обязательствами, которые на рынке котировались ниже номинала. Таким образом, компания становилась кредитором государства. Почти сразу возник лихорадочный спрос на акции Миссисипской компании. На следующий год Ло от имени руководства компании обещал очень большие дивиденды. Это заявление спровоцировало рост спроса на акции[8].

Компания объявила подписку на дополнительные 50 тысяч акций, на которые в короткое время было подано 300 тысяч заявок. Курс уже выпущенных акций тем временем неуклонно повышался, и компания решила выпустить еще 300 тысяч акций (вместо ранее планировавшихся 50 тысяч) и продавать их по рыночному курсу. Курс 500-ливровой акции поднялся до 10-15 тысяч, причем его колебания от одного дня к другому было довольно высоко. При этом деньги, которые собирала компания путем эмиссии ценных бумаг, вкладывались в подавляющей части в облигации государственного долга. Эмиссия ценных бумаг во многом поддерживалась эмиссией банкнот Королевского Банка.

В первой половине 1720 г. вкладчики постепенно начали изымать из банка его ограниченный запас драгоценных металлов. В феврале 1720 г. был издан указ, запрещавший владение монетами на сумму сверх 500 ливров. Также был наложен запрет на покупку ювелирных изделий и драгоценных камней. Через некоторое время начали падать акции Миссисипской компании. Ло пытался остановить падение курса акций, однако акции продолжали обесцениваться. В ноябре 1720 г. вышел указ, по которому компания потеряла почти все свои привилегии. После этого ее акции практически потеряли ценность 1

Всеобщая компания Панамского межокеанского канала (Франция, 1880-1889 гг.)

В 1880 г. во Франции была основана Всеобщая компания Панамского межокеанского канала. Ее президентом и генеральным директором стал Фердинанд Лессепс. Компания объявила о выпуске 600 тысяч акций по 500 франков каждая, и открыла на них подписку. При этом подписчик должен был внести лишь четверть стоимости акций, а остальные деньги компания собиралась потребовать по мере надобности[2].

Акции Панамской компании очень быстро приобрели большую популярность среди вкладчиков. Строительство канала (под которое собирались деньги) было начато 1 января 1881 г., а открытие канала первоначально планировалось на 1888 г. В 1882 г. компания выпустила первый облигационный заем, а последующие годы еще два, но уже третий заем не нашел подписчиков на всю сумму, и компания уступила остаток со скидкой банковскому синдикату, который эмитировал и размещал ее ценные бумаги.

Компания начала испытывать финансовые трудности, к тому же выяснилось, что при начале строительства не были учтены многие геологические и климатические трудности. В 1885 г. правление компании решило поправить ее дела путем выпуска долгосрочного выигрышного займа. Предполагалось собрать не менее 600 миллионов франков. Для выпуска такого займа требовалось согласие правительства и парламента, которое компания получила только через три года - в 1888 г. В период с 1885 г. по 1888 г. компания выпустила еще два обычных займа, подняв процентную ставку до 10% годовых, чтобы привлечь подписчиков. В апреле 1888 г. был одобрен заем, предельная сумма которого была к тому времени увеличена до 720 миллионов франков.

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, изме ...

Формирование и развитие потребительского рынка
В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь ...