Анализ системы управления оборотными средствами ОАО "Камаз"

Если состав запасов ОАО "КАМАЗ" за три последних года не изменился, то в структуре произошли значительные перестановки. Так, доля товаров отгруженных, составлявшая на 2009 год более 60%. Снизилась до 36% в 2011 году. В то же время, затраты в незавершенном производстве с 8,4% выросли до 27%. Меньший рост показала доля сырья и материалов. Увеличившись с 21% лишь до 27%.

Остатки готовой продукции за три года практически неизменны и занимают в структуре запасов около 7%.

Остальные статьи запасов незначительны и их можно не принимать во внимание.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности ОАО "КАМАЗ" содержатся сведения об управленческих решениях и прочих факторах, которые оказали влияние на динамику составляющих оборотных средств компании. Рассмотрим их подробнее.

Рост запасов за 2010 год, главным образом, обусловлен созданием задела под возрастающий план производства и сборки грузовых автомобилей.

Сырьё и материалы в 2010 году увеличились на 47 млн. руб., что связано с ростом цен на ТМЦ на 29 млн. руб. и увеличением запасов полуфабрикатов дочерних обществ.

Сырьё и материалы на конец 2011 года составляют 3 191 млн. руб. С начала года запасы материальных ценностей увеличились на 1 603 млн. руб. Увеличение запасов связано с ростом цен на сырьё и материалы (+100 млн. руб.), с приростом запасов покупных комплектующих изделий (+217 млн. руб.), металла и материалов (+12 млн. руб.). На изменение запасов повлияло снижение запасов полуфабрикатов дочерних обществ на 222 млн. руб.

Кроме того, увеличило запасы сырья и материалов создание новых структурных подразделений: Завод двигателей - на 997 млн. руб., Ремонтно-инструментальный завод - на 259 млн. руб., Прессово-рамный завод - на 164 млн. руб.

Затраты в незавершённом производстве в 2010 году увеличились на 288 млн. руб. в связи с увеличением количества недоукомплектованных автомобилей на конвейере автомобильного завода на 147 шт. или 178 млн. руб.; изменением в структуре производимой продукции на 79 млн. руб.; отгрузкой автомобильной техники на заводы-изготовители спецоборудования на 21 млн. руб.; увеличением автомобилей, принятых на сертификацию в НТЦ на 10 млн. руб.

Затраты в незавершённом производстве за 2011 год увеличились на 2 280 млн. руб. и по состоянию на конец года составили 3 175 млн. руб.

Увеличение затрат связано с изменением организационной структуры ОАО "КАМАЗ": прирост НЗП (+1 657 млн. руб.), прирост полуфабрикатов собственного изготовления (+432 млн. руб.); а также с увеличением количества автомобильной техники и тракторов на заводах-изготовителях спецоборудования для установки спец надстроек (+168 млн. руб.), недоукомплектованных автомобилей на конвейере автомобильного завода (+23 млн. руб.).

Запасы готовой продукции и товаров для перепродажи, а также товаров отгруженных, за 2010 год увеличились на 143 млн. руб. Рост остатков товаров для перепродажи дочерним обществам ОАО "КАМАЗ" и на сторону составил 103 млн. руб.; грузовых автомобилей и запасных частей, находящихся на комиссии в ОАО "ТФК "КАМАЗ" и ЗАО "ВТК "КАМАЗ" - 40 млн. руб.

Запасы готовой продукции и товаров для перепродажи по состоянию на конец 2011 года составляют 902 млн. руб., а на начало года составляли 623 млн. руб. Увеличение с начала года на 279 млн. руб. связано с увеличением запасов ТМЦ для перепродажи дочерним обществам (ОАО "Нефтекамский автозавод", ЗАО "Ремдизель", ООО "ПЖДТ-Сервис", ОАО "Туймазинский завод автобетоновозов") на 292 млн. руб. и запасов готовой продукции и товаров - на 24 млн. руб.

Товары отгруженные на конец года составляют 4 306 млн. руб., а на начало года - 4 462 млн. руб. Основными причинами снижения запасов товаров отгруженных с начала года на 156 млн. руб. являются:

уменьшение количества тракторов на 172 шт. с дополнительным снаряжением (-346 млн. руб.), автокранов на 6 шт. (-16 млн. руб.), находящихся на комиссии в ОАО "ТФК "КАМАЗ";

уменьшение объёма запасных частей, СКД и СКА на комиссии в ООО "АвтоЗапчасть "КАМАЗ", ЗАО "ВТК "КАМАЗ" (-121 млн. руб.).

Кроме того, на комиссии в ОАО "ТФК "КАМАЗ" и ЗАО "ВТК "КАМАЗ" имело место увеличение стоимости грузовых автомобилей (+130 млн. руб.) при снижении их количества на 67 шт. и увеличение количества автобусных шасси на 113 шт. (+159 млн. руб.) и прицепов на 68 шт. (+36 млн. руб.).

Таким образом, на изменение оборотных средств влияют различные факторы. На остатки сырья и материалов - планируемый рост объемов продаж компании, а также рост цен на закупаемое сырье и полуфабрикаты.

Незавершенное производство возрастает вслед за объемом продаж компании, а также под влиянием изменения в структуре выпускаемой продукции, т.к. длительность производственного цикла для различных видов техники отличается.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ЗАО Бурвод
Роль экономического анализа в управлении организацией заключается в том, что он: · позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер изменений; · способствует лу ...

Анализ современной фискальной политики
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Функционирование государственного бюджета происх ...