Предложения по совершенствованию системы управления оборотными средствами ОАО "Камаз"

Как было показано в предыдущей главе, большое влияние на финансовое состояние ОАО "КАМАЗ" оказывает наличие и состояние производственных запасов, составляющих до 30% оборотных активов.

Запасы ресурсов и заделы незавершенного производства являются существенным и необходимым элементом работы предприятия. Запасы сырья, комплектующих изделий, топлива, инструментов создаются на входе, запасы готовой продукции - на выходе. Заделы формируются из предметов незавершенного производства, находящихся на различных стадиях производственного цикла. Увеличение заделов и остатков готовой продукции на складах организации приводит к длительному замораживанию оборотных средств, отсутствию денежной наличности, потребности в кредитах, уплате процентов по ним, росту кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, работникам. Это является одной из основных причин снижения эффективности производства и низкой платежеспособности предприятия.

Существует множество различных логистических систем управления запасами, применение которых направлено на сокращение расходов по хранению и переработке запасов. Зарубежная практика (японская, американская) целиком полагается на разработку системы планирования, построенной на определении потребности в сырье и материалах.

Одна из таких логистических систем "Канбан" - метод, обеспечивающий оперативное регулирование количества произведенной продукции на каждой стадии поточного производства - это центральная концепция японского менеджмента, объединяющая методологию, системы и инструменты решения проблем. В основе этой системы лежит точная и своевременная информация по всем направлениям деятельности участников товародвижения. Она характеризуется следующими чертами:

. Производственный процесс подразделяется на ряд подсистем типа "поставка-получение". В рамках каждой из таких подсистем происходит перемещение материалов.

. На основе каждой определенной подсистемы "поставка-получение" образуется самостоятельный участок (самоуправляющийся участок). Процесс регулирования потока материалов, осуществлявшийся ранее централизованно, заменяется на децентрализованное управление по местам непосредственного движения материалов. Документооборот реорганизуется так, чтобы он происходил на том же уровне, что и движение материалов. Тем самым отпадает необходимость в централизованной обработке данных.

. Управление транспортировкой товаров осуществляется из пункта назначения. Данный принцип заменяет ранее применявшиеся системы управления из пункта отправления или централизованного управления транспортными потоками. Каждый участок, получающий материалы в ходе производства, должен при возникновении потребности в них обращаться на участок, осуществляющий доставку данного вида материалов.

. При этом для транспортировки используются стандартизированные контейнеры, на каждом из которых имеется специальная карточка, или канбан (яп. "канбан" карточка, табличка). При выгрузке содержимого контейнера в пункте назначения его карточка остается в этом пункте и служит для дальнейшей передачи информации об использовании данного вида материала. Использованные карточки собираются в пункте расхода материалов; затем поставляющий данный вид материалов участок осуществляет текущий контроль за их использованием. Каждая отдельная карточка или их совокупность отражают плановое задание производства или снабжения для конкретного участка. После выгрузки содержимого какого-либо контейнера он снабжается в пункте выгрузки специальной транспортной карточкой взамен изъятой производственной карточки. Транспортная карточка закладывается в пункте выгрузки для тех же целей, что и производственная карточка в пункте отправления. Карточки содержат полное описание материала, необходимого для повторного заказа или производства. Таким образом, на производственных участках, наряду с децентрализованным регулированием потока материалов, осуществляется и децентрализованный процесс сбора информации.

. Регулирование общего количества материалов в обороте, включая полуфабрикаты, осуществляется косвенным образом путем установления верхней границы количества материалов, так как для каждого участка выдается заранее определенное количество карточек на каждый вид материалов.

Применение данной концепции приводит к улучшению и стабилизации финансового состояния предприятия.

В рамках системы "точно вовремя" доставка материалов осуществляется непосредственно перед моментом его использования. Система канбан представляет собой, таким образом, специфическую разновидность логистики по принципу "точно вовремя". Этот принцип состоит в том, что экономия на затратах при последовательном сокращении складских запасов всех видов выше, нежели связанные с таким сокращением дополнительные расходы на частую переналадку производства, закупку и запуск в производство малых партий сырья и материалов. Реализация системы "точно вовремя" на производстве состоит в следующем:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Фискальная политика направления реализации в национальной экономике Республики Беларусь
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям проблема сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики является наиболее важной и приоритетной в исследовании макроэкономического состояния страны. Наибольший интерес представ ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, изме ...