Финансовый инжиниринг бизнес-процессов банковских структур

Качество описания бизнес-процессов напрямую влияет на операционную и стратегическую эффективность коммерческого банка, в итоге от качества описания и исполнения бизнес-процессов зависят показатели прибыльности.

Основные следствия, вызванные неформализованностью бизнес-процессов банка, представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Следствия неформализованности бизнес-процессов банка

Технология описания бизнес-процесса делает все операции банка прозрачными и понятными, позволяет анализировать операции и находить в них проблемы, приводящие к сбоям.

Автором рассмотрена система разработки и внедрения бизнес-процессов в Банке «Первомайский» (ЗАО). В банке применяется дивизиональная организационная структура. В рамках реализации проекта внедрения бюджетирования на базе организационной структуры компании была сформирована финансовая структура, основанная на системе Business Unit Management (Управление с помощью бизнес-единиц). При этом каждое подразделение (отдел, управление) является центром финансового учета (ЦФУ) (рис. 3).

В банке используется процессный подход к управлению. Причем большинство бизнес-процессов банка являются сквозными, т.е. полностью или частично включают деятельность, выполняемую структурными подразделениями банка, имеющими различную функциональную и административную подчиненность.

Рисунок 3 - Центры финансового учета

Автором был выявлен ряд проблем, которые возникают в Банке «Первомайский» (ЗАО) в процессе разработки, внедрения и реализации бизнес-процессов. Не у всех сотрудников есть понимание сущности и методологии процессного подхода в целом, и методологии написания бизнес-процессов в частности. Поэтому написание бизнес-процесса зачастую сводится к простому перечислению операций, которые необходимо выполнить. В подготовке бизнес-процессов принимают участие только специалисты подразделения-владельца бизнес-процесса. В Банке «Первомайский» (ЗАО) отсутствует отлаженная система автоматизации документооборота, что значительно снижает производительность труда сотрудников. Любой бизнес-процесс - это связанная логическая цепочка операций и документов. Одни документы должны автоматически формироваться на основании других, без необходимости заносить все данные на каждом этапе снова. На составление типового документа при помощи подручных средств сотрудник тратит значительное количество времени, которое можно смело считать потерянным. В то же время, при ручном составлении документов, избежать ошибок практически никогда не удается. Еще больше проблем возникает на стыке подразделений, когда один и тот же бизнес-процесс должен переходить из зоны ответственности одного отдела в зону ответственности другого. Отсутствие единого электронного хранилища документов порождает массу проблем, когда возникает необходимость быстро найти требуемый документ.

Автором предлагается сделать обязательным элементом оптимизации системы управления бизнес-процессами обучение высшего менеджмента банка, а также тех специалистов, которые непосредственно принимают участие в разработке и согласовании бизнес-процессов. В Банке «Первомайский» (ЗАО) есть свой Учебный центр. Рекомендуется включить в Программу обучения специалистов блок по теме «Бизнес-процессы». Автором разработан проект учебного материала. Помимо этого необходимо проводить семинары-тренинги для руководителей верхнего уровня Банка с привлечением специалистов-консультантов в данной области. Дополнительно к информации, полученной на семинаре, руководители должны знакомиться с методической литературой по процессному подходу, рекомендуемой консультантами.

В настоящий момент вся деятельность в Банке «Первомайский» (ЗАО) поделена на бизнес-процессы. Но зачастую к согласованию бизнес-процессов смежные подразделения подходят формально. Подразделение - владелец бизнес-процесса разрабатывает его самостоятельно. Участники бизнес-процесса включаются в работу лишь на этапе окончательного согласования. Такой подход ухудшает качество написания бизнес-процесса, затрудняет его исполнение. Для оптимизации работы по написанию бизнес-процессов автором рекомендуется активно привлекать специалистов, которые участвуют в этом процессе и отвечают за эффективность их выполнения. Во-первых, это ускорит работу и повысит качество результатов, так как кроме самих участников процесса никто другой лучше не знает, как бизнес-процесс происходит на самом деле. Во-вторых, на основании разработанных описаний в дальнейшем будет проводиться оптимизация и проведение изменений бизнес-процессов. Одним из главных правил эффективного проведения изменений является вовлечение на ранних стадиях в эти работы сотрудников, участвующих в процессе и чья деятельность будет затронута изменениями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Анализ уровня коррупции в России
Коррупция - явление сколь широко распространенное, столь и многоликое. Во многом поэтому коррупции сложно дать строгое определение. Еще труднее ее предотвратить - несмотря на повсеместный запрет, случаи коррупции встречаются в самых разных странах и сферах деятель ...

Формирование и развитие потребительского рынка
В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь ...