Возвращение «Великой депрессии»

Такая ориентированная на внутренний мир экономическая политика была не эффективной. Мексика не смогла воспользоваться преимуществами нарастающей глобализации. Но после того как политика её развития начала реализовываться, она стала неотъемлемой частью политической и социальной системы страны, прочно защищённой действиями своего рода треугольника в составе промышленных олигархов (которые имели преимущественный доступ к кредитам и лицензиям на импорт), политиков (получавших вознаграждение от олигархов) и профсоюзов (представлявших интересы «трудовой аристократии», то есть относительно хорошо оплачиваемых работников в защищённых отраслях). До 1970-х годов, власти Мексики пытались не допустить финансового перенапряжения-роста, к разочарованию многих, этого добиться не удалось, но и кризисов не было

Однако в конце 1970-х годов традиционная осторожность закончилась. Мексиканская экономика вошла в период энергичного бума (чему способствовали открытия новых месторождений нефти). Казалось что Мексика и вся Латинская Америка в целом действует в условиях невысоких финансовых рисков. По состоянию на июль 1982 года доходность мексиканских облигаций была лишь немного ниже той, которую получали заёмщики у таких серьёзных учреждений как Всемирный банк, а значит с точки зрения инвесторов, риск что Мексика не сможет своевременно заплатить по своим долгам, был пренебрежительно низок.

Однако в середине следующего месяца в Вашингтон прилетела делегация мексиканских чиновников - проинформировать министра финансов США, что они остались без денег и что Мексика дольше неможет расплачиваться по своим долгам. Всего за несколько следующих месяцев вознкший кризис охватил Большую часть Латинской Америки и даже вышел за её пределы. Банки перестали предоставлять кредиты, пока не ликвидируются задолжности по уже выданным займам. Мексике срочно требовались займы для погашения этих задолжностей, которые им давали правительство США и международные агентства, типа Bank for International Settlements. Был пересмотрен график выплат по прежним займам и принята схема, которую вежливо называют «согласованная кредитная политика» (когда банки в большей или меньшей степени принуждаются к предоставлению странам должникам денег, необходимых для выплаты кредитов по непогашаемым займам). Большинству стран удалось избежать явного дефолта. Таким образом ценной недопущения страшной катастрофы стала жёсткая рецессия, за которой последовало медленное и часто прерываемое восстановление. К 1986 году реальный доход Мексики на душу населения был на 10% ниже, чем 1981-м году, а реальные заработные платы, подорванные средней инфляцией, которая на протяжении предыдущих четырёх лет была выше 70%, оказались на 30% ниже докризисного уровня.

В 1980 годы Мексика, вместе с остальной Латинской Америкой, искали пути к модернизации своей экономики. Старая гвардия «динозавры» не смогли найти этот путь, поэтому в этот период востребованными стали американизированные «технократы», которые были сторонниками реформ на основе свободного рынка. И у них были увесистые аргументы, например: Чили, Китай, Израиль.

В 1985 году Мигель де ла Мадрид начал реализовывать эту доктрину на практике, что наиболее драматично проявилось в радикальном изменении мексиканской торговли: были резко снижены таможенные тарифы и сокращено количество видов импорта, по которым требовалось получение правительственных лицензий. Правительство начало продавать некоторые предприятия, которыми владело, и ослабило жёсткие правила, определявшие, как должна управляться иностранная собственность.

После Мигеля де ла Мадрида на пост правителя Мексики был назначен Карлос Салинас де Гортари, получивший научную степень в Kennedy School of Government at Harvard University. Начало правления Салинаса было ознаменовано успехом, во-первых страна наконец то вышла из долгового кризиса. В то же время министр финансов Николас Брэди заявил, что долг Латинской Америки не может быть погашен полностью и сто требуется разработать механизм своего рода прощения долгов. По его плану необходимо было оказать давление на банки для того, чтобы выработать какие-то меры по облегчению долгового бремени. Кроме того, он призывал к расширению объема сделок на вторичном рынке с целью снижения объема долговых выплат. План Брэйди состоял из трех основных разделов: 1. Коммерческие банки должны были «работать с нациями-должниками, для того чтобы предоставить им более широкий выбор альтернативных форм финансовой поддержки, включая активные усилия по уменьшению как основной суммы долга, так и выплат по обслуживанию долга, а также обеспечивать им новые кредиты». Договоры о синдицировании банков, регулирующие кредитование развивающихся стран-должников коммерческими банками, содержали положение о разделении ответственности и негативную залоговую оговорку, что препятствовало заключению взаимовыгодных финансовых сделок между должниками и отдельными участниками синдиката. Брэйди призывал к временному отказу от предъявления исков для того, чтобы дать возможность должникам и отдельным банкам урегулировать проблемы внешней задолженности. 2. МВФ и Мировой банк должны были обеспечить финансирование «в целях сокращения основной суммы долга и уменьшения объема выплат по обслуживанию долга. 3. МВФ должен был пересмотреть практику затягивания предоставления займов должникам до того момента, пока коммерческие банки не подпишут с ними соглашения о предоставлении кредитов. Но Мексике удалось самой разработать вполне рабочую систему. Смысл её заключался в дроблении больших долгов на маленькие и выплате долгов по номинальной стоимости. План начал работать и вскоре приносить плоды, теперь иностранные банкиры не хотели выплаты долгов в сжатые сроки, их устроила постепенное возвращение капиталов. В страну стали поступать средства от иностранных инвесторов. Процентные платежи, которые Мексика должна была выплачивать, чтобы не избежать бегства денег из страны, резко снизились, а поскольку правительство больше не должно было платить высоких процентных платежей по своим долгам, бюджетный дефицит стремительно исчез.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Фискальная политика государства в рыночной системе
Данная работа посвящена рассмотрению фискальной политики, которая является одним из основных способов воздействия на экономику государства. Проблемы бюджетно-налогового регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира, в том ч ...

Анализ производительности труда
производительность труд показатель экономический Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции ...