Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса

Таким образом, в обобщенном виде государственная политика в мире в области сельского хозяйства представляется весьма разнообразной и разноплановой и в целом находит выражение в государственных и региональных программах.

Россия в плане принятия программ не составляет исключения, но наибольшее значение, имеет документ: Федеральный закон от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства».

В Законе под государственным регулированием понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства.

В России, когда большинство сельхозпредприятий остается убыточными и имеет большие долги, необходимо прежде всего поднять эффективность ценовых механизмов, включающих введение в действие гарантированных, целевых, пороговых и других цен. Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, как определено в Законе о государственном регулировании агропромышленного производства, применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству, или при осуществлении доплат товаропроизводителям АПК, предусмотренных правительством. Они обеспечивают с учетом других форм поддержки доходы, достаточные для ведения расширенного воспроизводства.

Нормативные индикаторы цены устанавливаются для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, уплатой процентов по кредитам; получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода работников по отраслям экономики и получения прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены можно назвать расчетными ценами, так как они используются в качестве основы для установления гарантированных, залоговых цен и для расчета дотаций и компенсаций сельхозпроизводителям.

Пороговые цены в агробизнесе вводятся для определения уровня таможенных пошлин, рассчитываются на основе цен, сложившихся на внутреннем рынке страны.

Цены закупочных и товарных интервенций используются при проведении интервенционных операций, цель которых состоит в ликвидации избытка или дефицита продукции на рынке, сопровождающихся резкими колебаниями цен.

Наконец, залоговые цены применяются при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с целью получения товаропроизводителями необходимых кредитных ресурсов.

Специалисты Минсельхоза считают, что гарантированные цены должны обеспечивать товаропроизводителям нормальные условия для производства. Не определена сфера применения этих цен, поскольку закупки для специальных потребителей осуществляются на конкурсной основе и цены складываются в ходе тендера, оперативный резерв правительства в последние годы не формируется. Ежегодное согласование гарантированных цен указанными министерствами и Минфином РФ занимает много времени, а сами цены фактически являются ориентировочными.

Таким образом, как можно видеть, новая система регулирования цен в сельском хозяйстве, закрепленная в законе, сформировалась с использованием мирового опыта.

Цена - один из основных элементов рыночной экономики. Применение ценового регулирования в АПК - процесс противоречивый, но одновременно и необходимый для обеспечения расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, снабжения населения продуктами питания, а промышленности - сырьем.

Наработки ученых и законодательство дают возможность сформировать эффективную ценовую политику, направленную на достижение единой цели - обеспечение продовольственной безопасности России, нужны лишь реальные действия со стороны федеральных и региональных органов власти.

Существует много других мер по стимулированию совокупного платежеспособного спроса на продовольствие и сырье. Некоторые экономисты считают, что более эффективным является механизм субсидирования потребителей. Если при субсидировании производителей (системе государственных цен) только часть средств реально работает на расширение сбыта, то при субсидировании конечных потребителей, при прочих равных условиях (продажа сельскохозяйственной продукции по свободным ценам на нерегулируемом рынке), вся сумма дотаций напрямую увеличивает сбыт. Нужно констатировать, что в программных документах правительства конкретные мероприятия по поддержанию и расширению спроса на продукцию сельского хозяйства не нашли отражения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Управление недвижимостью
С каждым годом рынок коммерческой недвижимости в России развивается все активнее. Для владельцев бизнес-центров, офисных зданий, административных комплексов все актуальнее становится вопрос об эффективном и профессиональном управлении недвижимостью. Москва - один ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО Ворошиловская Эксплуатирующая Компания
прочение Актуальность курсовой работы определена тем, что в настоящее время результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые приравниваются к «кровеносной системе», обеспечивающей жизнедеятельность предпри ...