Фискальная политика государства в сфере агропромышленного комплекса

В плане льготного налогообложения в агропромышленном комплексе уже сделаны первые шаги. Так, от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются товары, работы, услуги собственного производства хозяйств, реализуемые пенсионерам по старости и инвалидности данного хозяйства, в счет натуральной оплаты труда и для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.

Кроме того, при приобретении материально-производственных ресурсов суммы налога, уплаченные при их приобретении, возвращаются сельскому товаропроизводителю.

Льгота по налогу на прибыль установлена также для кредитных организаций, обслуживающих агропромышленный сектор. Ставка налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным предприятиям, производящим или перерабатывающим сельскохозяйственную продукцию, устанавливается в размере 8%.

Фермерские хозяйства имеют льготы при уплате подоходного налога. В совокупный годовой доход не включаются суммы оплаты труда за работы на уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов. Не включаются в совокупный годовой доход и доходы членов крестьянского хозяйства, полученные в хозяйстве от сельскохоздеятельности, - в течение пяти лет, начиная с года образования хозяйства.

Государственная политика в области сельского хозяйства предусматривает предоставление дотаций и субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям. Все формы господдержки опираются на единый принцип: по мере роста доходов фермерского, коллективного хозяйства доля государственной помощи в общих производственных затратах данного хозяйства снижается.

Учитывая, что основные сельскохозяйственные районы России находятся в зоне рискованного земледелия, продолжается государственная поддержка страхования в аграрном секторе экономики. Предусматривается увеличение этой доли расходов за счет сокращения других видов дотаций.

В животноводстве выделяются дотации на поддержку племенного дела, компенсации части затрат на приобретение комбикормов, закупаемых крупными животноводческими комплексами и птицефабриками.

До 31 декабря 2012 г. в России действовала налоговая льгота, освобождающая сельхозпроизводителей от уплаты налога на прибыль. Ежегодный объем прибыли российских сельхозпроизводителей составляет около 100 млрд руб.

Ранее сельхозпроизводители с опаской смотрели в 2013 г., когда планировалось ввести налог на прибыль. Эту меру откладывали много лет подряд. Теперь потенциальная угроза изъятия 20 млрд руб. у сельхозпредприятий исчезла. Бессрочная нулевая ставка снимает этот вопрос с повестки дня.

Законодательство также освобождает от НДФЛ суммы грантов и субсидий, полученных из бюджета главами крестьянских и фермерских хозяйств. До сих пор государство предоставляло фермерам субсидии, с которых необходимо было платить подоходный налог. То есть государство давало, а потом забирало обратно в виде налогов. Теперь принято решение отказаться от такой практики. Нулевые налоговые ставки сельхозпроизводителям никак не противоречат принципам ВТО.

Однако если бы налоги взимались, то положение российских фермеров существенно ухудшилось бы. ВТО требует, чтобы постепенно сокращались прямые субсидии фермерам по мерам, искажающим рынок, - с 9 млрд долл. до 4,4 млрд долл. к 2018 г.

Также постепенно будут снижаться импортные пошлины и сниматься квоты по ввозу импортной продукции. Открытие российского рынка приведет к тому, что цены на границе и внутренние цены будут сближаться. К примеру, внутренние закупочные цены на свинину сейчас составляют 107 руб., а в Россию свинина ввозится по цене чуть более 60 руб./кг.

Итак, в России, как и в большинстве других стран, осуществляется государственное регулирование агропромышленного сектора с помощью ценообразования, кредитования, налогообложения и других инструментов.

Важнейшим инструментом госрегулирования должна являться система государственной поддержки. Она выражается, прежде всего, в выделении средств бюджетов всех уровней на нужды АПК. При этом объем средств федерального бюджета, направляемых на поддержку и развитие АПК, предусматривается в федеральном бюджете отдельным разделом и отдельной строкой в других разделах бюджета.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Формирование и развитие современных социально-экономических систем
Опираясь на немного скорректированное понимание И. Кантом системы, можно определить ее как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством, которое эту систему конституирует и определяет положение элементов системы относительно друг друга. Это качес ...

Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации
Анализ хозяйственной деятельности предприятия любых форм собственности является неотъемлемой частью управленческих решений всех уровней. По результатам анализа сопоставляются и сравниваются показатели хозяйственной деятельности данного предприятия за предыдущий и отчетный периоды ...