Экономическая сущность активов

Одной из важнейших составляющих функционирования любого предприятия как обособленного хозяйствующего субъекта, является процесс управления активами является. Как показывает практика, работа предприятий, эффективность их деятельности на прямую зависит от уровня качества и научной обоснованности системы управления в данной области. Большое значение, в связи с этим, приобретают теоретические подходы к определению экономической сущности активов, позволяющие охарактеризовать их как объект управления.

Разнообразные определения активов обусловлены исследованием их с позиции различных специальных областей знаний: экономики предприятия, операционного и инновационного менеджмента, бухгалтерского учета, финансового менеджмента.

Для осуществления хозяйственной деятельности каждое предприятие должно располагать определенным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или владения. Все имущество, которым располагает предприятие и которое отражено в его балансе, называется его активами.

Активы представляют собой экономические ресурсы предприятия в форме совокупных имущественных ценностей, используемых в хозяйственной деятельности с целью получения прибыли.

Активы предприятия подразделяются по многим классификационным признакам:

. По функционированым признакам активы подразделяются следующим образом:

а) Материальные активы - характеризуют активы предприятия, имеющие материально-вещественную форму. К ним относятся:

основные средства;

оборудование предназначенное к монтажу;

производственные запасы;

объем незавершенного производства;

запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.

б) Нематериальные активы - характеризуют активы предприятия, не имеющие материально-вещественной формы, но принимающие участи в хозяйственной деятельности и приносящие прибыль. К ним относятся (согласно ПБУ 14/2007):

произведения науки, литературы и искусства;

программы для электронных вычислительных машин;

изобретения;

полезные модели;

селекционные достижения;

секреты производства (ноу-хау);

товарные знаки и знаки обслуживания;

деловая репутация.

в) Финансовые активы- характеризуют различные финансовые инструменты, принадлежащие предприятию или находящиеся в его владении. К финансовым активам относятся:

денежные активы в национальной валюте;

денежные активы в иностранной валюте;

дебиторская задолженность;

краткосрочные финансовые вложения;

долгосрочные финансовые вложения.

. Главными признаками группировки статей актива считают срок эксплуатации (окупаемости) активов:

а) Оборотные активы (оборотный капитал) - его финансовые ресурсы, инвестируемые в оборотные активы. Различают оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды - это часть производственных фондов предприятия, вещественные элементы которых в процессе производства расходуются в течение одного производственного цикла, их стоимость переносится на продукт целиком и сразу (сырье, материалы и др.). Срок эксплуатации не превышает 12 месяцев.

Фонды обращения - средства предприятия, закрепленные в сфере обращения (готовая продукция, денежные средства, средства в расчетах).

Экономическая сущность оборотных средств определяется их ролью в обеспечении непрерывного процесса воспроизводства, в ходе которого оборотные фонды и фонды обращения проходят как сферу производства, так и сферу обращения.

Оборотные средства постоянно находятся в кругообороте и проходят три стадии:

денежная;

производственная;

товарная.

Предприятие начинает свой бизнес с определенной суммы наличных денег, которая направляется в производственные запасы (предметы труда), используемые в производстве или в товары для продажи. Оборотный капитал из денежной формы переходит в производственную (предметы труда и товары).

Далее в процессе производства оборотные средства принимают форму незавершенного производства, затем в качестве готовой продукции поступают на склад и затем переходят в завершающую стадию - реализации.

На завершающей стадии - реализации, оборотный капитал из товарной формы вновь переходит в денежную. Разница между первоначальной суммой денег и выручкой от реализации продукции (работ, услуг) образует определенный финансовый результат (прибыль, убыток).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Управление государственной недвижимостью
Актуальность исследования. Функционирование рынка недвижимости во многом предопределяет развитие рыночных отношений, являясь его центральным звеном. Это объясняется тем, что объекты недвижимости фигурируют во всех сферах общественной жизни. Главной специфик ...

Анализ себестоимости продукции растениеводства
При осуществлении хозяйственно - производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начи ...