Воздействие сферы услуг на течение экономического кризиса

Только развитие рынка сферы услуг, наряду с обязательным стимулированием внутреннего потребления, может поспособствовать выведению российской экономики из кризиса, такой вывод делают эксперты TD Marketpublishers. [7]

Нынешний экономический кризис носит глобальный характер, то есть в состоянии рецессии находятся все крупнейшие экономики мира. Поэтому экспортный потенциал не поможет вывести Россию из кризиса, а, значит, ориентироваться нужно на рынок внутренний, считают аналитики TD Marketpublishers. Так же поступают и экономически развитые страны - в период рецессии приоритет стимулирования отдается именно внутреннему рынку. К примеру, в Китае была принята целая государственная программа, призванная стимулировать внутренний спрос. [7]

Однако только этих мер для России недостаточно. В силу преобладания сырьевых и производственных отраслей экономики, кроме собственно развития внутреннего потребления, в стране необходимо качественно и радикально менять саму структуру этого потребления.

В принципе российская экономика вообще отличается крайне незначительной долей в ВВП доходов от предоставления услуг, как для предприятий, так и для населения. Поэтому стратегические перспективы развития экономики связаны именно с формированием и развитием рынка услуг, с радикальным увеличением количества населения и предприятий, занятых в этом секторе.

Конечно, предоставление услуг - это всегда более прибыльный вид бизнеса по сравнению с производством и продажей готовых продуктов и решений. Однако, в то же время, это существенно более сложный бизнес, требующий выстраивания специфических сервисных бизнес-процессов, установления долгосрочных партнерских отношений между поставщиком и заказчиком, переобучения и даже изменения менталитета персонала.

Огромный потенциал развития рынка услуг находится внутри самих предприятий. Развитие корпоративных сервисов и так называемого инсорсинга - это начало перехода от «натурального хозяйства» к более эффективной организации современного предприятия.

К сожалению, имея значительный образовательный и научный потенциал, Россия всегда отставала и продолжает отставать в промышленной реализации и внедрении технологий и инноваций в жизнь. Очень медленно пробиваются новые идеи и инновации на всех уровнях.

При этом жизненный цикл технологий постоянно сокращается, и для получения полезности сегодня крайне важна быстрота их внедрения и использования на практике. Пока мы создавали опытные зоны и расчищали радиочастотный спектр для технологий связи третьего поколения 3G, уже появились технологии четвертого поколения и широкополосного мобильного доступа 4G.

И подобных примеров из российской «инновационной» технологической практики - масса. Остается надеяться, что текущий кризис выступит катализатором реального ускорения внедрения инноваций во все сферы российской социальной и экономической жизни. А значит, у России

появится очередной шанс не затягивать модернизацию и инновационное развитие экономики.

Совокупная емкость потребительских рынков в России сегодня составляет около 700-800 млрд. долл. США, отмечают эксперты TD Marketpublishers. [7] И уже в ближайшие годы может возрасти до 1 трлн. долларов. Даже мировой кризис не привел к значительному снижению совокупного объема потребительского рынка в пересчете на доллары и евро. А в рублях он даже номинально вырос.

Развитие сферы услуг в России сдерживается неуверенностью потребителей, напуганных неясными перспективами рынка труда. Это проявляется в значительном росте нормы сбережений, которая в разы выше, чем в странах Западной Европы. За последние 10 лет только однажды, в конце 2008 года, произошел серьезный отток сбережений из банковских вкладов. Но к началу осени 2010 года сбережения, номинированные в рублях, более чем на 20% превысили докризисный уровень. [18]

Перейти на страницу: 1 2

Формирование и использование собственного капитала предприятия в ОАО Новосибирскгражданстрой
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является объектом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить толь ...

Финансовый кризис. Назад к политике нового курса
В современном мире не пожалуй не одного человека, которого не волновало бы современная экономическая ситуация в той стране в которой он живёт. Даже для экономистов, владеющих теорией экономически циклов не всё понятно в этой ситуации. Как понять обычному гражданину ...