Развитие сферы услуг как фактор экономического роста

Развитие сферы услуг сегодня является весьма актуальным для развития всего народнохозяйственного комплекса так, как роль этого сектора в современной экономике связана не только с его преобладанием в структуре хозяйства, а также и с тем, что в услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности.

Все многообразие услуг в современной экономике можно сгруппировать следующим образом: транспорт, связь, оптовая и розничная торговля, кредитно-финансовая сфера, страхование, бытовые услуги, культурно-рекреационные услуги и блок услуг социального профиля - образование, здравоохранение, социальные услуги.

На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП.

По

темпам роста во

многих странах лидирует комплекс весьма весомых новых деловых услуг, таких как службы маркетинга и рекламы, инженерно-строительные услуги, лизинговые

операции, бухгалтерские и аудиторские услуги и т.д. Быстрей всего развиваются компьютерные услуги и услуги служб по подбору персонала. За последние годы на рассматриваемые отрасли в

России приходилось 23% ВВП и 37% общей численности занятых, то есть эти показателе в 2-2,5 раза ниже, чем в странах Запада. [17]

Поэтому России необходимо, прежде всего, преодолеть не соответствующую реальности теоретическую оценку сферы услуг как второстепенного сектора, а государство должно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в

сфере услуг занимает важные позиции.

Необходимо преодолеть отставание российской сферы услуг по научно-техническому уровню. Приоритетным направлением научно-технической политики, и конверсионных программ особенно, должна стать разработка современных технических средств для мелкого бизнеса, для конкретных операций в отраслях услуг. Особого внимания заслуживает разработка системы стимулов для внедрения инноваций в производство.

Заслуживают поддержки и проекты формирования технополисов, технопарков, научных инкубаторов, которые стали бы центрами научных исследований и разработок. Для эффективного управления государственным структурам предоставляется хозяйственная самостоятельность, конкуренция под контролем государства, перехода к

контрактной модели и конкурсной форме бюджетного финансирования учреждений при равноправном участии в торгах государственных и частных структур. К числу важных изменений относится и децентрализация систем управления социальной инфраструктурой во

всех странах, делегирование существенной части прав и ответственности от центра в низшие звенья управленческой вертикали.

Таким образом, обобщая выше изложенное, можно утверждать, что решить сложную задачу защиты емкого внутреннего рынка услуг от экспансии многоопытных иностранных конкурентов и добиться прорыва отечественных фирм на мировой рынок услуг можно только при условии быстрых институциональных, структурных и научно-технических изменений в соответствующих отраслях российской экономики.

Применение маркетинга с учетом особенностей сферы услуг дает

большой эффект, стимулирует производство и обновление ассортимента товаров и услуг. Его применение в управлении является необходимым условием успешного экономического развития.

Это позволило бы России успешно реализовать потенциал развития услуг. [12]

Заключение

В заключении данной работы можно сделать следующие основные выводы.

Сфера услуг - это совокупность отраслей национальной экономики, труд работников которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства.

Для сферы услуг характерны более высокие прибыли, чем для промышленного, и тем более, сельскохозяйственного секторов экономики. Спектр услуг постоянно расширяется и занимает все большее место в ВНП государств. Примеры услуги: финансовые, информационные услуги (ИТ - консалтинг и пр.), жилищно-коммунальные, бытовые услуги, услуги аренды, туристические, гостиничные, охранные, торговые услуги, услуги переводчиков.

Перейти на страницу: 1 2

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия особенно актуален в настоящее время ...

Формирование и использование прибыли на предприятиях
К основным обобщающим показателям эффективности деятельности предприятия относится прибыль. Повышение уровня прибыли означает улучшение использования производственных и финансовых ресурсов, а также о получении добавочных источников инвестиций для последующего разв ...