Фискальная политика Японии

Япония - страна с сильной государственной экономической политикой осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.

Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о намерениях и официальный ритуал.

Япония страна с сравнительно "маленьким" правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная налоговая ставка - 22-23% ВВП.

Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18-20%), трансферты региональным администрациям - префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используется не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев.

В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета является обслуживание государственного долга.

Государственный долг Японии в этом финансовом году может превысить 1 квадриллион иен (9,28 трлн евро, 13 трлн долларов), что вдвое больше ВВП всей страны. Правительство Японии вынуждено продавать облигации, чтобы найти деньги на ликвидацию последствий землетрясения, которое произошло в марте 2011 года на АЭС "Фукусима-1". Это больше ВВП всей еврозоны, составившего 9,179 трлн евро в 2010 году.

Снижение дефицита бюджета можно проводить путем увеличения долговой нагрузки, увеличения пенсионного возраста, продажи государственной собственности, снижения государственных расходов. Однако каждая из этих мер очень болезненная и может иметь сложные социальные последствия.

В ближайший год экономике Японии будет трудно показать впечатляющие темпы роста на фоне высокого уровня государственного долга и сильной национальной валюты. Сейчас курс японской иены находится на максимальной отметке по отношению к американскому доллару со времен Второй мировой войны. Одним из наиболее приоритетных направлений ЦБ Японии должна стать политика в области ослабления национальной валюты для стимулирования экспорта из страны продукции с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, этот факт может значительно усилить позиции страны в других странах. Слабая иена может оказать позитивное влияние на прибыли японских корпораций в процессе репатриации прибылей. По мнению руководителя аналитического отдела ГК Broco Алексея Матросова, Япония сама сможет справиться с долговыми проблемами и ей не придется просить помощи у других стран. Низкие ставки налога будут стимулировать бизнес в условиях восстановления Японии. Это приведет к росту производства и доходов, сократятся безработица и объемы платежей по пособиям по безработице, что поможет правительству сократить дефицит бюджета.

Анализ производительности труда
производительность труд показатель экономический Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции ...

Анализ проблем занятости и безработицы на рынке труда России
безработица занятость рынок труд Актуальность выбранной для изучения и исследования темы безработицы, её видов, причин, последствий и способов борьбы выражается в чрезвычайном значении чёткого качественного анализа текущих ситуаций в сфере занятости населения в целя ...