Фискальная политика Японии

Япония - страна с сильной государственной экономической политикой осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности; в ее арсенале налогово-бюджетные и денежно-кредитные рычаги, таможенно-тарифное регулирование внешней торговли, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности естественных монополистов.

Среднесрочные планы-прогнозы экономического развития в период высоких темпов роста содержали количественные параметры, которые крупные корпорации использовали для своих программ капиталовложений. В открытой экономике такие индикаторы корпорациям уже не нужны. Каждый новый кабинет министров публикует свой план-прогноз, но это не более чем декларация о намерениях и официальный ритуал.

Япония страна с сравнительно "маленьким" правительством. Расходы по ее консолидированному государственному бюджету составляют 26-27% ВВП. Эффективная налоговая ставка - 22-23% ВВП.

Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относятся социальное страхование и пенсии (18-20%), трансферты региональным администрациям - префектурам (16-18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру. Для финансирования последних используется не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях. В этих кассах хранится более 20% личных сбережений японцев.

В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета является обслуживание государственного долга.

Государственный долг Японии в этом финансовом году может превысить 1 квадриллион иен (9,28 трлн евро, 13 трлн долларов), что вдвое больше ВВП всей страны. Правительство Японии вынуждено продавать облигации, чтобы найти деньги на ликвидацию последствий землетрясения, которое произошло в марте 2011 года на АЭС "Фукусима-1". Это больше ВВП всей еврозоны, составившего 9,179 трлн евро в 2010 году.

Снижение дефицита бюджета можно проводить путем увеличения долговой нагрузки, увеличения пенсионного возраста, продажи государственной собственности, снижения государственных расходов. Однако каждая из этих мер очень болезненная и может иметь сложные социальные последствия.

В ближайший год экономике Японии будет трудно показать впечатляющие темпы роста на фоне высокого уровня государственного долга и сильной национальной валюты. Сейчас курс японской иены находится на максимальной отметке по отношению к американскому доллару со времен Второй мировой войны. Одним из наиболее приоритетных направлений ЦБ Японии должна стать политика в области ослабления национальной валюты для стимулирования экспорта из страны продукции с высокой добавленной стоимостью. Кроме того, этот факт может значительно усилить позиции страны в других странах. Слабая иена может оказать позитивное влияние на прибыли японских корпораций в процессе репатриации прибылей. По мнению руководителя аналитического отдела ГК Broco Алексея Матросова, Япония сама сможет справиться с долговыми проблемами и ей не придется просить помощи у других стран. Низкие ставки налога будут стимулировать бизнес в условиях восстановления Японии. Это приведет к росту производства и доходов, сократятся безработица и объемы платежей по пособиям по безработице, что поможет правительству сократить дефицит бюджета.

Анализ уровня коррупции в России
Коррупция - явление сколь широко распространенное, столь и многоликое. Во многом поэтому коррупции сложно дать строгое определение. Еще труднее ее предотвратить - несмотря на повсеместный запрет, случаи коррупции встречаются в самых разных странах и сферах деятель ...

Анализ проблем занятости и безработицы на рынке труда России
безработица занятость рынок труд Актуальность выбранной для изучения и исследования темы безработицы, её видов, причин, последствий и способов борьбы выражается в чрезвычайном значении чёткого качественного анализа текущих ситуаций в сфере занятости населения в целя ...