Понятие, цели и инструменты фискальной политики

Государственные закупки являются макроэкономическим инструментом, позволяющим государству осуществлять свои функции, параллельно оказывая влияние на экономические отношения и создавая благоприятные условия для развития национальной экономики.

Анализ ряда источников показал, что к определению экономической сущности государственных закупок существуют узкий и широкий подходы.

Согласно узкому подходу, экономическая сущность государственных закупок заключается в организации эффективного процесса организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций.

Согласно широкому подходу, экономическая сущность механизма государственных закупок заключается в перераспределении денежных средств путем наделения общества определенными благами. Фонд финансирования государственных закупок формируется за счет налогов и иных отчислений, поступающих от деятельности хозяйствующих субъектов. Аккумулированные государством средства возвращаются населению и хозяйствующим субъектам при распределении государственных контрактов на товары (работы, услуги), в том числе и на те, которые не производятся (не оказываются) или не обеспечиваются рынком по оптимальной цене и в необходимом количестве.

Государственные закупки, с применением определенных преференций, становятся одним из значимых инструментов регулирования (стимулирования) преобразований в приоритетных отраслях экономики. С помощью преференций можно поддерживать в рамках международной торговли отечественного производителя, а на внутреннем рынке, к примеру, малый бизнес, некоторые общественные организации (например, работающие с применением труда инвалидов и т.д.), организации, принадлежащие этническим меньшинствам или женщинам и т.д. [6].

Современные исследования фискальной политики в отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям:

1. Анализ краткосрочного состояния фискальной политики в стране (акцент на "автоматических стабилизаторах"). До применения какого-либо инструмента фискальной политики следует, как можно точнее проанализировать текущее состояние финансов в стране. Наиболее подходящими индикаторами такого состояния являются текущий, структурный (циклически нейтральный), а в некоторых случаях - операционный балансы (при достаточно высоких темпах инфляции). Важно получить достоверные сведения о текущей макроэкономической ситуации в стране (стадия экономического цикла, природа экзогенных факторов, степень глобализации экономической системы) и макроэкономическом режиме (фиксированный или плавающий обменный курс, открытая или закрытая экономика) - все это оказывает влияние на размер мультипликаторов.

2. Рассмотрение средне- и долгосрочных эффектов фискальной политики. Цель вмешательства в экономику, таким образом, - осуществлять регулирование, чтобы краткосрочные колебания в фискальном балансе не являлись отклонением от приемлемой траектории фискальной политики в среднесрочном периоде. Такая траектория должна быть определена и на долгосрочный период. Она обычно выражается в виде специальных "фискальных правил". Хорошо разработанные правила фискальной политики могут демонстрировать более прогнозируемый эффект нежели дискреционная политика.

. Оценка фискальной устойчивости. Кризис на рынке капиталов в течение последних нескольких лет привел к осознанию необходимости финансовой устойчивости экономики. Кроме обычных рисков дефолта и макроэкономической нестабильности неустойчивая фискальная позиция налагает на страну другие потенциальные риски и издержки. Хотя оценка фискальной устойчивости является более делом искусства, чем научного подхода, обычно ее начинают с определения бремени внешнего долга. Старение населения приводит к возрастанию доли валовых расходов, поэтому для баланса бюджета может потребоваться увеличение налогового бремени. На динамику государственного долга также может оказать влияние рост расходов по обслуживанию долга, а значит, они тоже входят в определение фискальной устойчивости. Правила нахождения дефицита бюджета в рамках 2 - 3 % от ВВП и государственного долга не более 60 % от ВВП имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, не выходя за пределы этих рамок, можно противостоять уязвимости от внешних факторов, а с другой - "генерировать" неустойчивость в ходе бизнес-цикла.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО Индиго
Цель данной производственной преддипломной практики заключается в закреплении теоретических знаний по дисциплине экономика и бухгалтерский учет, приобретение практических навыков в работе, сборе практического материала для дальнейшего исследования и написания вып ...

Уровень и качество жизни населения (на примере муниципального района Туймазинский район)
Уровень жизни является одной из важнейших социально-экономических категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, ...