Понятие, цели и инструменты фискальной политики

Государственные закупки являются макроэкономическим инструментом, позволяющим государству осуществлять свои функции, параллельно оказывая влияние на экономические отношения и создавая благоприятные условия для развития национальной экономики.

Анализ ряда источников показал, что к определению экономической сущности государственных закупок существуют узкий и широкий подходы.

Согласно узкому подходу, экономическая сущность государственных закупок заключается в организации эффективного процесса организации поставки товаров, работ и услуг для выполнения государством своих функций.

Согласно широкому подходу, экономическая сущность механизма государственных закупок заключается в перераспределении денежных средств путем наделения общества определенными благами. Фонд финансирования государственных закупок формируется за счет налогов и иных отчислений, поступающих от деятельности хозяйствующих субъектов. Аккумулированные государством средства возвращаются населению и хозяйствующим субъектам при распределении государственных контрактов на товары (работы, услуги), в том числе и на те, которые не производятся (не оказываются) или не обеспечиваются рынком по оптимальной цене и в необходимом количестве.

Государственные закупки, с применением определенных преференций, становятся одним из значимых инструментов регулирования (стимулирования) преобразований в приоритетных отраслях экономики. С помощью преференций можно поддерживать в рамках международной торговли отечественного производителя, а на внутреннем рынке, к примеру, малый бизнес, некоторые общественные организации (например, работающие с применением труда инвалидов и т.д.), организации, принадлежащие этническим меньшинствам или женщинам и т.д. [6].

Современные исследования фискальной политики в отечественной и зарубежной литературе можно свести к шести основным направлениям:

1. Анализ краткосрочного состояния фискальной политики в стране (акцент на "автоматических стабилизаторах"). До применения какого-либо инструмента фискальной политики следует, как можно точнее проанализировать текущее состояние финансов в стране. Наиболее подходящими индикаторами такого состояния являются текущий, структурный (циклически нейтральный), а в некоторых случаях - операционный балансы (при достаточно высоких темпах инфляции). Важно получить достоверные сведения о текущей макроэкономической ситуации в стране (стадия экономического цикла, природа экзогенных факторов, степень глобализации экономической системы) и макроэкономическом режиме (фиксированный или плавающий обменный курс, открытая или закрытая экономика) - все это оказывает влияние на размер мультипликаторов.

2. Рассмотрение средне- и долгосрочных эффектов фискальной политики. Цель вмешательства в экономику, таким образом, - осуществлять регулирование, чтобы краткосрочные колебания в фискальном балансе не являлись отклонением от приемлемой траектории фискальной политики в среднесрочном периоде. Такая траектория должна быть определена и на долгосрочный период. Она обычно выражается в виде специальных "фискальных правил". Хорошо разработанные правила фискальной политики могут демонстрировать более прогнозируемый эффект нежели дискреционная политика.

. Оценка фискальной устойчивости. Кризис на рынке капиталов в течение последних нескольких лет привел к осознанию необходимости финансовой устойчивости экономики. Кроме обычных рисков дефолта и макроэкономической нестабильности неустойчивая фискальная позиция налагает на страну другие потенциальные риски и издержки. Хотя оценка фискальной устойчивости является более делом искусства, чем научного подхода, обычно ее начинают с определения бремени внешнего долга. Старение населения приводит к возрастанию доли валовых расходов, поэтому для баланса бюджета может потребоваться увеличение налогового бремени. На динамику государственного долга также может оказать влияние рост расходов по обслуживанию долга, а значит, они тоже входят в определение фискальной устойчивости. Правила нахождения дефицита бюджета в рамках 2 - 3 % от ВВП и государственного долга не более 60 % от ВВП имеют как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, не выходя за пределы этих рамок, можно противостоять уязвимости от внешних факторов, а с другой - "генерировать" неустойчивость в ходе бизнес-цикла.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Анализ современной фискальной политики
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Функционирование государственного бюджета происх ...

Финансовые пирамиды
В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид. Этот период стал неотъемлемой частью истории России переходного периода. Тем не менее, российские финансовые пирамиды не были специфическим открытием их основателей, но стали еще о ...