Особенности реализации фискальной политики в Республике Беларусь на различных этапах трансформации

Второй этап формирования фискальной системы страны охватывает период с 1996 по 2000 гг. Несмотря на значительное снижение темпов инфляции, которое имело место в 1995г., ситуацию в стране нельзя было назвать стабильной. На всплеск инфляции в 1998г. повлияли 2 основные фактора: рост денежной массы (внутренний фактор) и девальвация российского рубля (внешний фактор). Рост денежной массы был вызван главным образом кредитной эмиссией: рост чистого рублёвого кредита был запланирован в размере 11,6 трлн. руб., фактически достиг 19,2 трлн. руб. В результате рублёвая денежная масса выросла в 2,3 раза. В 1998г. уровень инфляции превысил значение, обеспечивающие финансовую стабильность: ИПЦ составил 281,7%, или 9,0% в среднем за месяц.

Что касается проведения бюджетно-налоговой политики, то в данный период наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП государства увеличились с 47,2 до 48,8%.

Наибольший удельный вес в структуре доходов занимали косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления в дорожный фонд), налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в ФСЗН и др. Удельный вес косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы) в общих налоговых поступлениях на протяжении 1998-2000 гг. стабильно превышал 50 %. В общих доходах консолидированного бюджета их доля составляла не менее 42-47 % по сравнению с 22-23 % прямых налогов и сборов [19, c.605]. Характерным для данного периода было последовательное повышение доли местных налогов в консолидированном бюджете. В 1998г. был принят закон о бюджетной системе республики, который определили новую бюджетную классификацию. Доходы бюджета и дефицит в 1999г. имели рекордное значение - 36,5% и 2,9% соответственно.

В 1997-1999 гг. Национальный Банк Республики Беларусь проводил экспансионистскую денежно-кредитную политику, обусловленную чрезмерным кредитованием государственных программ (жилищное строительство, развитие отраслей АПК). Это привело к новому витку инфляции, вызвало деформации на внутреннем валютном рынке, проявившиеся в отрицательных значениях реальных процентных ставок; сокращении сбережений; множественности валютных курсов; дефиците валюты; росте объёмов теневого валютного рынка и др. Это означало, что главные параметры, принятые Основными направлениями социально-экономического развития на 1996-2000гг., не были выполнены.

г. завершался в своеобразном режиме ожидания. Беларусь прошла определенный этап своей экономической истории, осуществляя переход от плановой экономики к рыночной. Количественные показатели работы белорусской экономики в I квартале 2002г. схожи с аналогичными данными соответствующего периода 2001г., хотя в финансовом отношении ситуация стала сложнее. По итогам 2001 года, которые были опубликованы статистическими службами СНГ, по темпам развития Беларусь находится на последнем месте. Что касается качества развития: при росте задолженности по заработной плате за январь-февраль 2002г. профицит государственного бюджета в 65 млрд. рублей. Одновременно на 1 апреля бюджет недополучил 197,7 млрд. рублей.

Согласно официальной статистике на 1 марта 2002г. 5553 предприятия, или 47,7% от их общего числа были убыточными. Сумма убытков в целом по экономике за январь-февраль составила 139,5 млрд. рублей, в том числе в промышленности - 48,9 млрд., жилищно-коммунальном хозяйстве - 23,1, сельском хозяйстве - 16,3, на транспорте - 13,7, в торговле и общественном питании - 13,4 млрд. рублей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ трудовых ресурсов
Формирование персонала в условиях рыночных отношений опирается на действие механизма внутреннего рынка труда организации. Смысл создания и использования такого механизма состоит в том, что он позволяет применять гибкие формы обеспечения организации необходимыми раб ...

Фискальная политика государства в рыночной системе
Данная работа посвящена рассмотрению фискальной политики, которая является одним из основных способов воздействия на экономику государства. Проблемы бюджетно-налогового регулирования, как фактора роста эффективности экономики, для большинства стран мира, в том ч ...