Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь

Вопросы совершенствования бюджетно-налоговой политики в Беларуси являются как никогда актуальными и важными на сегодняшний день. Общая неэффективность приемов и методов, используемых при составлении бюджета, запутанная система налогообложения в совокупности с проводимой социальной политикой создает сложности в деятельности, как субъектов хозяйства, так и административно-управленческим органам, негативно сказываясь на экономике страны в целом. Решение текущих проблем фискальной политики, выведение ее на новый уровень функционирования повысит эффективность использования трудовых ресурсов и капитала, задаст необходимый курс для оздоровления экономики Беларуси, поспособствует процессу выведения ее на мировую арену. Для этого необходимо проведение ряда изменений и реформ, как в сфере налоговой политики, так и политики по формированию и расходованию бюджета.

Стратегия развития Республики Беларусь определена основными программными документами и предусматривает модернизацию экономики и общества исходя из современных тенденций мирового экономического развития, многостороннюю направленность внешнеэкономической деятельности. В концепции национального развития выделяют четыре этапа социально-экономического развития до 2015г.: восстановительный (1998-2000 гг.); возобновление устойчивого экономического роста (2001-2005 гг.); активная структурная перестройка (2006-2010 гг.); приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни (2011-2015 гг.). Поэтапное экономическое развитие непосредственно связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен [5, с. 57].

По оценке Всемирного банка, Республика Беларусь находится на последнем, 183 месте по налогообложению. Налоговая система страны не соответствует мировым стандартам и имеет ряд проблем:

1. высокий уровень налоговой нагрузки (47%);

2. увеличивают фискальное бремя местные налоги и сборы;

. постоянное усложнение законодательства (методика расчетов налогов, разъяснения в нормативных актах, отчетность);

. разделение налогового и бухгалтерского учета заставило предприятия дважды рассчитывать себестоимость, прибыль, выручку и т.д.);

. “масштабы” нормативных актов (инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС за 2 года претерпела 8 изменений, и этот документ вырос с 87 до 105 пунктов);

. превалируют косвенные налоги (около 60% налоговых поступлений);

. она не оказывает содействия прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики;

8. двойное обложение НДС [4, 12, 14].

В сфере налогообложения для стабилизации фискальной политики Главой государства на 2011г. была поставлена задача радикального упрощения налоговой системы Беларуси. Для реализации данной задачи предлагается:

1. сократить количество налогов и сборов и периодичность их уплаты с целью уменьшения налоговой нагрузки на экономику;

2. усовершенствовать механизмы взимания основных налогов и расширить основные инвестиционные льготы;

. коренным образом улучшить налоговое администрирование.

За последние 5 лет были проведены следующие изменения:

1. реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы;

2. отменено 26 налогов и платежей, включая «оборотные налоги» с выручки;

. с 2008г. отменены инструкции Министерства по налогам и сборам, содержащие правила расчета налогов. В настоящее время в дополнение к Налоговому кодексу Республики Беларусь постановлениями МНС установлены только формы налоговых деклараций и правила их заполнения;

. с 1 апреля 2009г. введена система электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчету налогов. К данной электронной системе сегодня подключено более 58,4% плательщиков (почти 50 тыс. субъектов);

. завершена кодификация налогового законодательства и с 1 января 2010г. введен в действие основной налоговый закон прямого действия - Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

На завершающем этапе структурных изменений с 2011г. предлагается реализовать целый комплекс мер, направленных на совершенствование налоговой системы страны.

Первоочередной является задача привести налоговую систему по количеству применяемых налогов в соответствие со стандартами развитых стран. Для этого с начала 2011г. уже были полностью отменены местный налог на услуги, местный сбор на развитие территории, а также три платежа в составе экологического налога.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, изме ...

Анализ статистических данных
статистический экономический информация риск Статистические методы являются важной частью процесса управления. Они позволяют вырабатывать обоснованные стратегические решения, сочетающие интуицию специалиста с тщательным анализом имеющейся информации. Использование с ...