Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь

Вопросы совершенствования бюджетно-налоговой политики в Беларуси являются как никогда актуальными и важными на сегодняшний день. Общая неэффективность приемов и методов, используемых при составлении бюджета, запутанная система налогообложения в совокупности с проводимой социальной политикой создает сложности в деятельности, как субъектов хозяйства, так и административно-управленческим органам, негативно сказываясь на экономике страны в целом. Решение текущих проблем фискальной политики, выведение ее на новый уровень функционирования повысит эффективность использования трудовых ресурсов и капитала, задаст необходимый курс для оздоровления экономики Беларуси, поспособствует процессу выведения ее на мировую арену. Для этого необходимо проведение ряда изменений и реформ, как в сфере налоговой политики, так и политики по формированию и расходованию бюджета.

Стратегия развития Республики Беларусь определена основными программными документами и предусматривает модернизацию экономики и общества исходя из современных тенденций мирового экономического развития, многостороннюю направленность внешнеэкономической деятельности. В концепции национального развития выделяют четыре этапа социально-экономического развития до 2015г.: восстановительный (1998-2000 гг.); возобновление устойчивого экономического роста (2001-2005 гг.); активная структурная перестройка (2006-2010 гг.); приближение к европейским стандартам уровня и качества жизни (2011-2015 гг.). Поэтапное экономическое развитие непосредственно связано с преобразованием финансовой системы, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную систему и систему цен [5, с. 57].

По оценке Всемирного банка, Республика Беларусь находится на последнем, 183 месте по налогообложению. Налоговая система страны не соответствует мировым стандартам и имеет ряд проблем:

1. высокий уровень налоговой нагрузки (47%);

2. увеличивают фискальное бремя местные налоги и сборы;

. постоянное усложнение законодательства (методика расчетов налогов, разъяснения в нормативных актах, отчетность);

. разделение налогового и бухгалтерского учета заставило предприятия дважды рассчитывать себестоимость, прибыль, выручку и т.д.);

. “масштабы” нормативных актов (инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС за 2 года претерпела 8 изменений, и этот документ вырос с 87 до 105 пунктов);

. превалируют косвенные налоги (около 60% налоговых поступлений);

. она не оказывает содействия прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики;

8. двойное обложение НДС [4, 12, 14].

В сфере налогообложения для стабилизации фискальной политики Главой государства на 2011г. была поставлена задача радикального упрощения налоговой системы Беларуси. Для реализации данной задачи предлагается:

1. сократить количество налогов и сборов и периодичность их уплаты с целью уменьшения налоговой нагрузки на экономику;

2. усовершенствовать механизмы взимания основных налогов и расширить основные инвестиционные льготы;

. коренным образом улучшить налоговое администрирование.

За последние 5 лет были проведены следующие изменения:

1. реализовано 57 системных мер по упрощению налоговой системы;

2. отменено 26 налогов и платежей, включая «оборотные налоги» с выручки;

. с 2008г. отменены инструкции Министерства по налогам и сборам, содержащие правила расчета налогов. В настоящее время в дополнение к Налоговому кодексу Республики Беларусь постановлениями МНС установлены только формы налоговых деклараций и правила их заполнения;

. с 1 апреля 2009г. введена система электронного налогового декларирования, что значительно сократило издержки по подаче налоговых деклараций, их заполнению и расчету налогов. К данной электронной системе сегодня подключено более 58,4% плательщиков (почти 50 тыс. субъектов);

. завершена кодификация налогового законодательства и с 1 января 2010г. введен в действие основной налоговый закон прямого действия - Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь.

На завершающем этапе структурных изменений с 2011г. предлагается реализовать целый комплекс мер, направленных на совершенствование налоговой системы страны.

Первоочередной является задача привести налоговую систему по количеству применяемых налогов в соответствие со стандартами развитых стран. Для этого с начала 2011г. уже были полностью отменены местный налог на услуги, местный сбор на развитие территории, а также три платежа в составе экологического налога.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ производства и себестоимости продукции животноводства на примере ЗАО Большееланское
Предмет анализа и диагностики финансово - хозяйственной деятельности предприятия являются конечные результаты работы, причины их изменения и возможные экономические последствия. Конечный результат хозяйствования может характеризоваться финансовым состоянием предпр ...

Анализ стимулирования и мотивации труда в организации МУП Водоканализационное хозяйство г. Бузулука
Успех работы любого предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха. Без настроя работников на работу с высокой отдачей, без заинтересованности в конечных результатах и без их стремления ...