Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь

После отмены местных налогов Республика Беларусь перейдет к зачислению установленных общегосударственных единых налогов в бюджеты разных уровней по законодательно установленным нормативам. Этот принцип межбюджетного распределения - основной, используется во многих странах, обеспечивает простоту налоговой системы и гарантирует необходимый объем финансовых ресурсов местным бюджетам [18, с 4].

Альтернатива - либо самостоятельное установление местными властями местных налогов на своих территориях (этот механизм в основном применяется в федеративных государствах - США, Германии), либо соединение в одном налоге двух ставок центральной и местной (Канада, Италия).

Недостатки таких механизмом в том, что они характеризуются множественностью налогов и сложностью их администрирования. А это не согласуется с требованиями по радикальному упрощению налоговой системы.

В результате в 2011г. снижение налоговой нагрузки на экономику составит 0,4% к ВВП, что позволит оставить в распоряжении субъектов хозяйствования более 0,7 трлн. руб. А это дополнительные инвестиции и оборотные средства в экономике.

Следующей ступенью структурных преобразований станет изменение подходов в отношении частоты уплаты налогов в бюджет. С 2011г. предлагается:

. по налогу на прибыль перейти на подачу налоговой декларации один раз в год с ежеквартальной уплатой налога (сегодня в 70% случаев такие действия осуществляются ежемесячно). Это полностью освободит плательщиков от необходимости ведения ежемесячного и даже ежеквартального налогового учета по прибыли, поскольку окончательный расчет налога будет осуществляться по итогам года;

. отменить «авансовые» платежи по НДС и акцизам (по шесть платежей в месяц). При этом сроки уплаты НДС - месяц или квартал плательщик сможет определять самостоятельно без привязки к размеру выручки, как это происходит сегодня. В результате количество платежей по НДС сократится с 72-х до 4-12 в год [18, с.4].

На завершающем этапе изменений предлагается усовершенствовать механизмы взимании основных налогов (налога на прибыль и НДС) для активизации инвестиционного и инновационного развития. Сделано это будет за счет:

. расширения возможности применения налоговой льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит сейчас;

. предоставления плательщикам права принятия без ограничений к вычету «входного» НДС, уплаченного при осуществлении капитальных вложений. Это увеличит собственные источники инвестиций и снизит стоимость инвестиционных проектов [18, с.4-5].

В результате реализации предлагаемых мероприятий по своему составу налоговая система Республики Беларусь не будет отличаться от налоговых систем развитых стран.

Ее основу, как и в большинстве европейских стран, будут составлять налоги на потребление (НДС и акцизы), налоги на прибыль и доходы, на собственность (налог на недвижимость и землю), экологические и социальные налоги. Это всего 5-6 обязательных платежей для обычного плательщика. Их уплата будет осуществляться ежеквартально, а налоговые декларации подаваться преимущественно ежегодно (исключение будут составлять только платежи в Фонд социальной защиты населения, по которым пока сохраняется ежемесячный способ уплаты).

Таким образом, со 2011г. будет полностью решен вопрос со структурой налоговой системы и количеством налоговых платежей. А это один из основных показателей, по которым Всемирный банк оценивает рейтинг страны по позиции «Налогообложение» в своем ежегодном исследовании «Ведение бизнеса». Улучшаться этот показатель будет за счет совершенствования налогового администрирования [18, с.5].

С учетом комплексной реализации всех вышеперечисленных задач основная работа по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь будет завершена.

На современном этапе бюджет играет важную роль в регулировании социально-экономических процессов. Последние несколько лет он исполняется со значительным профицитом, что позволяет выполнять различные государственные программы, оказывать поддержку в производственной и социальной сфере, оптимизировать структуру доходной и расходной частей. Однако такое превышение доходов над расходами во многом достигается довольно весомым налоговым бременем, что определенно служит сдерживающим фактором для развития национальной экономики. Очевидно, что изменения в налоговой системе напрямую затронут бюджетную систему, которой также будет необходимо трансформироваться для обеспечения макроэкономического равновесия страны. Должна продолжиться уже намеченная в предыдущие годы работа по повышению эффективности использования бюджетных средств. Для этого необходимо осуществлять постепенный переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций, а также произвести переход к среднесрочному бюджетному планированию, что позволит повысить качество принимаемых решений о государственных расходах и предсказуемость структуры бюджетных расходов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Учет материально-производственных запасов
Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии и движении материально-производственных запасов может ...

Анализ уровня социально-экономического развития Воронежской области
Воронежская область - субъект Российской Федерации, область в центре европейской части России. Областной центр - город Воронеж. Расстояние до Москвы - 439 км. Образована 13 июня 1934 года. Входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр обл ...