Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь

Важным направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста. Уровень внутреннего и внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации [13, с. 11].

Для достижения поставленных целей по совершенствованию бюджетной политики, также должна быть проведена комплексная работа относительно административного аппарата на всех уровнях управления бюджетом. В связи с этим необходимо строгое и поэтапное решение ряда управленческих задач, которые поспособствуют оптимизации бюджетного процесса, таких как:

1. усиление контроля со стороны Министерства Финансов за текущими расходами и повышение ответственности за это финансовых управлений на местах;

2. исключение фактов нецелевого использования бюджетных средств;

. проведение текущего анализа эффективности расходов на соответствие целям и задачам экономического развития;

. обеспечение своевременного возврата в республиканский бюджет выданных займов и ссуд;

. эффективное управление государственным долгом;

. привлечение в бюджет дополнительных доходов от вновь созданных предприятий [7].

Обобщая все вышесказанное, мы с уверенность можем говорить о том, что на сегодняшний день в фискальной политике Республики Беларусь существует достаточно четко обозначенный ряд проблем и недостатков, равно как и имеются пути и программы по их устранению. Важнейшие из них это:

1. рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы;

2. значительное упрощение структуры налоговой системы;

. повышение эффективности межбюджетных отношений и организаций бюджетного процесса, сокращение неэффективных бюджетных расходов;

. использование прогрессивного мирового опыта с целью гармонизации и унификации фискальной системы.

Процесс совершенствования налогово-бюджетной системы должен быть непрерывным и комплексным, осуществляться на всех иерархических ступенях исполнительной власти, регулярно осуществляться мероприятия по оценке эффективности и своевременности проводимой в Республике Беларусь фискальной политики.

Заключение

В курсовой работе была рассмотрена фискальная политика в Республике Беларусь.

Так, в первом разделе рассматриваются теоретические основы бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь, а также ее сущность, цели и инструменты. Второй раздел раскрывает особенности становления и развития фискальной политики Республики Беларусь с 1991г. и по настоящее время. В третьем разделе дается представление о существующих на сегодняшний день проблемах, освещаются предложения и основные направления совершенствования фискальной политики. В целом по окончании работы можно сделать следующие основные выводы:

1. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. В зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов). Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику.

2. После распада СССР Республике Беларусь пришлось выстраивать новую фискальную политику. В условиях разрыва связей с бывшими странами СССР это было достаточно сложный процесс. Результатом стала высокая инфляция, анархия на валютном рынке и иные негативные последствия. В последующем ситуация стабилизировалась и к 1998г. Республика Беларусь стала развиваться и показывать экономический рост. Затем произошел спад, причиной которого послужили кризисные процессы в России. И с 2002-2003 гг. начался новый виток роста. В целом, Республика довольно быстро смогла выработать эффективную финансовую политику, и в этих условиях страна последние годы показывала достаточно сильный экономический рост.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ технико-экономических показателей ОАО Агрохим-Прибой Граховского района
Организационно-технологическая практика студентов проходит на сельскохозяйственных предприятиях и хозяйствах с целью углубления и закрепления знаний, полученных при изучении курсов «Экономика сельского хозяйства», «Статистика отрасли» и других экономических дисципл ...

Финансовые пирамиды
В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид. Этот период стал неотъемлемой частью истории России переходного периода. Тем не менее, российские финансовые пирамиды не были специфическим открытием их основателей, но стали еще о ...