Проблемы совершенствования фискальной политики в национальной экономике Республики Беларусь

Важным направлением бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита в долгосрочном периоде до уровня, приемлемого для запланированных темпов инфляции, инвестиций и экономического роста. Уровень внутреннего и внешнего долга останется в пределах финансовой безопасности и законодательных ограничений при повышении эффективности управления им в целях снижения стоимости обслуживания и минимизации рисков. Для обеспечения бюджетной устойчивости необходимо контролировать и эффективно регулировать размер гарантированного долга бюджетов всех уровней. Совершенствование бюджетного и налогового законодательства должно быть реализовано с учетом норм Всемирной торговой организации [13, с. 11].

Для достижения поставленных целей по совершенствованию бюджетной политики, также должна быть проведена комплексная работа относительно административного аппарата на всех уровнях управления бюджетом. В связи с этим необходимо строгое и поэтапное решение ряда управленческих задач, которые поспособствуют оптимизации бюджетного процесса, таких как:

1. усиление контроля со стороны Министерства Финансов за текущими расходами и повышение ответственности за это финансовых управлений на местах;

2. исключение фактов нецелевого использования бюджетных средств;

. проведение текущего анализа эффективности расходов на соответствие целям и задачам экономического развития;

. обеспечение своевременного возврата в республиканский бюджет выданных займов и ссуд;

. эффективное управление государственным долгом;

. привлечение в бюджет дополнительных доходов от вновь созданных предприятий [7].

Обобщая все вышесказанное, мы с уверенность можем говорить о том, что на сегодняшний день в фискальной политике Республики Беларусь существует достаточно четко обозначенный ряд проблем и недостатков, равно как и имеются пути и программы по их устранению. Важнейшие из них это:

1. рациональное сочетание фискальной, регулирующей и стимулирующей функций налоговой системы;

2. значительное упрощение структуры налоговой системы;

. повышение эффективности межбюджетных отношений и организаций бюджетного процесса, сокращение неэффективных бюджетных расходов;

. использование прогрессивного мирового опыта с целью гармонизации и унификации фискальной системы.

Процесс совершенствования налогово-бюджетной системы должен быть непрерывным и комплексным, осуществляться на всех иерархических ступенях исполнительной власти, регулярно осуществляться мероприятия по оценке эффективности и своевременности проводимой в Республике Беларусь фискальной политики.

Заключение

В курсовой работе была рассмотрена фискальная политика в Республике Беларусь.

Так, в первом разделе рассматриваются теоретические основы бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь, а также ее сущность, цели и инструменты. Второй раздел раскрывает особенности становления и развития фискальной политики Республики Беларусь с 1991г. и по настоящее время. В третьем разделе дается представление о существующих на сегодняшний день проблемах, освещаются предложения и основные направления совершенствования фискальной политики. В целом по окончании работы можно сделать следующие основные выводы:

1. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования. В зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов). Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую фискальную политику.

2. После распада СССР Республике Беларусь пришлось выстраивать новую фискальную политику. В условиях разрыва связей с бывшими странами СССР это было достаточно сложный процесс. Результатом стала высокая инфляция, анархия на валютном рынке и иные негативные последствия. В последующем ситуация стабилизировалась и к 1998г. Республика Беларусь стала развиваться и показывать экономический рост. Затем произошел спад, причиной которого послужили кризисные процессы в России. И с 2002-2003 гг. начался новый виток роста. В целом, Республика довольно быстро смогла выработать эффективную финансовую политику, и в этих условиях страна последние годы показывала достаточно сильный экономический рост.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортной организации
Анализ хозяйственной деятельности предприятия любых форм собственности является неотъемлемой частью управленческих решений всех уровней. По результатам анализа сопоставляются и сравниваются показатели хозяйственной деятельности данного предприятия за предыдущий и отчетный периоды ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОАО Любимский лесокомбинат
По обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире, обладая примерно четвертой частью мировых запасов древесины. Вместе с тем в настоящее время лесозаготовительная отрасль лесной промышленности не относится к числу ведущих отраслей российской индустрии. Невысокий технич ...