Понятие и классификация товарных запасов

К складским запасам относятся запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников.

Транспортные запасы включают в себя запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного звена логистической системы.

Запасы грузопереработки, без логистической операции хранения, относятся к специфическим складским запасам.

По своему функциональному назначению запасы делятся на текущие, страховые или гарантийные, подготовительные, сезонные, запасы продвижения готовой продукции, спекулятивные и неликвидные запасы.

Текущий запас это часть запаса, основная часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность торгового процесса между очередными поставками. Его размер постоянно меняется.

Страховой запас предназначен для непрерывного обеспечения материалами или товарами торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств. Его размер может колебаться от спроса на готовую продукцию, невыполнение договорных обязательств по поставкам, сбои в производственно-технических циклах и др. Размер страхового запаса на торговом предприятии следует определять на основе сопоставления затрат на их содержания и упущенной выгоды из-за возникновения дефицита [6].

Подготовительный запас на торговом предприятии составляет часть сбытового запаса, предназначенного для подготовки материальных ресурсов к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических элементарных действий по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке товара к реализации.

К сезонным запасам относятся запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые на предприятии при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства у поставщиков.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую торговым предприятием маркетинговую политику продвижения товара, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы, должны удовлетворить спрос на данный товар, в случае резкого увеличения на него. Чаще всего они являются товарами широкого потребления, аудио - и видеотехника.

Спекулятивные запасы обычно создаются торговыми предприятиями для материальных ресурсов в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

Устаревшие, неликвидные запасы, как правило, образуются, когда логистические циклы в дистрибьюции и торговле не совпадают с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта. Задачей экономиста-менеджера является предотвращение возможности появления таких запасов.

В различных системах управления запасами на предприятии максимально желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа [39].

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени заказа следующих партий.

Текущий запас в любой момент времени может совпадать с максимально желательным запасом, пороговым уровнем или страховым запасом.

Таким образом, запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в хозяйственной деятельности торгового предприятия. Положительная роль запасов заключается в том, что они обеспечивают непрерывность торгового процесса и сбыта, сглаживая непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках, повышая надежность логистической системы предприятия. Негативной стороной запасов является то, что в них замораживаются значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей торгового предприятия, которые могли бы быть использованы им на другие цели, например инвестиции в новые технологии, маркетинг, повышение производительности труда и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ состояния безработицы в Республике Казахстан
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы. Экономическ ...

Финансовые пирамиды
В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид. Этот период стал неотъемлемой частью истории России переходного периода. Тем не менее, российские финансовые пирамиды не были специфическим открытием их основателей, но стали еще о ...