Понятие и классификация товарных запасов

К складским запасам относятся запасы продукции, находящиеся на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы, как внутрифирменных, так и логистических посредников.

Транспортные запасы включают в себя запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой продукции, находящиеся в процессе транспортировки от одного звена логистической системы к другому или в пределах одного звена логистической системы.

Запасы грузопереработки, без логистической операции хранения, относятся к специфическим складским запасам.

По своему функциональному назначению запасы делятся на текущие, страховые или гарантийные, подготовительные, сезонные, запасы продвижения готовой продукции, спекулятивные и неликвидные запасы.

Текущий запас это часть запаса, основная часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность торгового процесса между очередными поставками. Его размер постоянно меняется.

Страховой запас предназначен для непрерывного обеспечения материалами или товарами торгового процесса в случае различных непредвиденных обстоятельств. Его размер может колебаться от спроса на готовую продукцию, невыполнение договорных обязательств по поставкам, сбои в производственно-технических циклах и др. Размер страхового запаса на торговом предприятии следует определять на основе сопоставления затрат на их содержания и упущенной выгоды из-за возникновения дефицита [6].

Подготовительный запас на торговом предприятии составляет часть сбытового запаса, предназначенного для подготовки материальных ресурсов к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных логистических элементарных действий по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке товара к реализации.

К сезонным запасам относятся запасы материальных ресурсов и готовой продукции, создаваемые и поддерживаемые на предприятии при явно выраженных сезонных колебаниях спроса или характера производства у поставщиков.

Запасы продвижения готовой продукции формируются и поддерживаются в дистрибутивных каналах для быстрой реакции на проводимую торговым предприятием маркетинговую политику продвижения товара, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в средствах массовой информации. Эти запасы, должны удовлетворить спрос на данный товар, в случае резкого увеличения на него. Чаще всего они являются товарами широкого потребления, аудио - и видеотехника.

Спекулятивные запасы обычно создаются торговыми предприятиями для материальных ресурсов в целях защиты от возможного повышения цен на них или введения протекционистских квот или тарифов.

Устаревшие, неликвидные запасы, как правило, образуются, когда логистические циклы в дистрибьюции и торговле не совпадают с жизненным циклом товара. В этом случае морально устаревшие товары не находят сбыта. Задачей экономиста-менеджера является предотвращение возможности появления таких запасов.

В различных системах управления запасами на предприятии максимально желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа [39].

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени заказа следующих партий.

Текущий запас в любой момент времени может совпадать с максимально желательным запасом, пороговым уровнем или страховым запасом.

Таким образом, запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в хозяйственной деятельности торгового предприятия. Положительная роль запасов заключается в том, что они обеспечивают непрерывность торгового процесса и сбыта, сглаживая непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках, повышая надежность логистической системы предприятия. Негативной стороной запасов является то, что в них замораживаются значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей торгового предприятия, которые могли бы быть использованы им на другие цели, например инвестиции в новые технологии, маркетинг, повышение производительности труда и т.п.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ трудовых ресурсов
Теоретические аспекты анализа эффективности использования трудовых ресурсов ...

Анализ факторов спроса на продовольствие на российских рынках
Состояние экономики любой страны неразделимо с понятием рыночного спроса. Потребительский спрос является главным фактором экономического роста страны. На потребительский спрос влияет непосредственно, потенциал внутреннего рынка товаров. Одним из крупнейших ...