Основы оценки товарных запасов

Созданные на торговом предприятии товарные запасы оцениваются рядом показателей: суммой запасов в стоимостном выражении, количеством запасов в натуральном выражении, размером товарных запасов в днях оборота.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, то есть регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов всё время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Данный показатель - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определённую дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов [7].

Анализ товарных запасов проводится для оценки времени и скорости товарного обращения, соответствия размера и структуры товарных запасов потребностям товарооборота торгового предприятия.

Главной целью анализа является оценка влияния товарных запасов на конечные результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия. Анализ товарных запасов торгового предприятия включает:

сравнение фактического размера торговых запасов с данными за предыдущие периоды или расчетными значениями;

сравнения фактической структуры товарных запасов со структурой за предыдущие периоды;

расчет показателей товарооборачиваемости и средних товарных запасов;

сравнение фактических показателей товарооборачиваемости с аналогичными показателями за предыдущие периоды;

анализ влияния разных факторов на товарные запасы и товарооборачиваемость.

На торговых предприятиях традиционно применяют несколько методов анализа и учета товарных запасов.

В торговле традиционно применяют несколько методов анализа и учета товарных запасов.

. Расчет товарных запасов, товарооборачиваемости и их изменения во времени [21].

Товарные запасы в днях товарооборота Тд рассчитываются по формуле:

(1)

где: З - размер (сумма) товарных запасов на определенную дату;

Р - размер товарооборота за определенный период;

Р1 - размер товарооборота за один день в указанный период;

Д - число дней в указанном периоде.

Время товарного обращения Од (или товарооборачиваемость в днях товарооборота) рассчитывается по формуле:

(2)

где: Зср - средние товарные запасы за рассматриваемый период.

Средний размер товарных запасов за анализируемый период рассчитывают по формул:

(3)

где: З1, З2,…., Зn - размер товарных запасов на 1-ю, 2-ю, …., n-ю дату анализируемого периода, руб.

Скорость товарного обращения Ооб (товарооборачиваемость в числе оборотов) рассчитывают по формуле:

(4)

. Инвентаризация, т.е. сплошной подсчет всех товаров путем измерения из массы, размеров, пересчета. Данные, полученные в натуральном выражении, оценивают в действующих ценах и суммируют по товарным группам. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и то обстоятельство, что при проведении инвентаризации торговое предприятие, как правило, не функционирует. В то же время этот метод позволяет выявить, какие именно товары пользуются наибольшим спросом, и, таким образом, обоснованно оптимизировать ассортимент. Порядок и периодичность проведения инвентаризаций определены Министерством финансов Российской Федерации и обязательны для торговых предприятий всех форм собственности и уровней подчиненности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Финансирование инновационной деятельности в России
Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, сп ...

Анализ системы управления оборотными активами ОАО Камаз
В последние годы природа и границы конкуренции на мировых и национальных товарных рынках существенно изменились. С начала 1990 года теория и практика стратегического управления все больше склоняется к тому, что успех организации зависит от наличия у нее уникальн ...