Основы оценки товарных запасов

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.

Товарные запасы могут выражаться в натуральных (штуки, метры, тонны и т.д.) и в стоимостных (в рублях) показателях.

Кроме того, размер товарных запасов непосредственно связан со скоростью обращения товаров. При неизменном объёме реализации товаров ускорение оборачиваемости товаров приводит к снижению товарных запасов, и, наоборот, замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

Скорость обращения товаров или время, в течение которого израсходуются товарные запасы, называется товарооборачиваемостью.

Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот.

Средний товарный запас рассчитывается по формуле средней хронологической [5]:

ТЗср = (1/2 ТЗ0 + ТЗ1 + ТЗ2 +. +1/2 ТЗn) / (n - 1), (7)

где ТЗср - средние товарные запасы, руб.; ТЗ0, ТЗ1, ТЗ2 … ТЗn - товарные запасы на конкретные даты, руб.; n - количество периодов.

Или по формуле средней арифметической простой:

ТЗср = (ТЗн + ТЗк) /2, (8)

где ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

ТЗн - товарные запасы на начало периода, руб.;

ТЗк - товарные запасы на конец периода, руб.

Товарооборачиваемость в днях рассчитывается по формуле:

Тоб = ТЗср / Орто, (9)

где Тоб - товарооборачиваемость или время обращения, дни;

ТЗср - средние товарные запасы, руб.;

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.

Товарооборачиваемость может выражаться числом оборотов и рассчитываться следующим образом:

Тоб = Орто / ТЗср, (10)

где Тоб - коэффициент товарооборачиваемости, число оборотов;

Орто - объём однодневного товарооборота, руб.;

ТЗср - средние товарные запасы, руб.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причём обратной пропорциональностью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения позволяет осуществить больший объём реализации товара при меньших размерах товарного запаса. Это оказывает влияние на снижение расходов связанных с хранением товаров, сокращению товарных потерь и т.д. Ускорение времени обращения товаров имеет большое значение. Оно повышает экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, являясь одновременно важным условием повышения рентабельности торгового предприятия, а замедление, наоборот, свидетельствует об ухудшении его работы.

Оборачиваемость товаров можно ускорить только за счёт совершенствования всей торгово-коммерческой и экономической деятельности предприятия. Это требует глубокого понимания влияния различных факторов на формировании товарных запасов.

Величина товарных запасов и оборачиваемость зависят от многих факторов. Рассмотрим факторы, влияющие на величину товарных запасов.

Условно все факторы можно разделить на внешние, которые не зависят от деятельности работы предприятия, и внутренние, которые оказывают существенное влияние на товарные запасы в зависимости от работы предприятия.

Существует 6 основных факторов, влияющих на оборачиваемость и величину товарных запасов [16].

Во-первых, соотношение между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборачиваемость. А по мере насыщения рынка и увеличения предложения товаров наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Одно из условий, способствующих нормализации товарных запасов, - изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшение качества товаров.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ работы хостес ресторана
Сельское хозяйство России только начинает оправляться от последствий кризиса 1990-х гг., причину которого многие экономисты видят в предпринятых земельной и аграрной реформах. Однако виноваты неэффективные методы реализации реформы, приведшие к тому, что главные р ...

Анализ финансового состояния магазина Мурашки
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ Объектом исследования при прохождении преддипломной практики послужил Индивидуальный предприниматель Вискалин Юрий Александрович, магазин антистрессовых игрушек «Мурашки» который является одним из представителей сети магазинов бр ...