Сущность интернет-компаний и дискуссии об особенностях их оценки

В настоящее время в России наблюдается бурный рост интереса к глобальной компьютерной сети Интернет. Ее возможности находят применение, как в некоммерческих, так и в коммерческих целях: она используется как справочная система, средство массовой информации, источник знаний, с ее помощью совершаются сделки, все чаще через Интернет производители рекламируют и продают свои товары и услуги, осуществляются финансовые расчеты.

Функционирование Интернета вызывает правовые проблемы, разрешение которых часто вызывает сложности. В ряде случаев к отношениям, возникающим через посредство Интернета, можно применить действующие нормы, некоторые же вопросы требуют специального регулирования.

Интернет-проекты - это, с одной стороны, венчуры (не все, но большинство), а с другой стороны, у них двойственная природа, т.е. опять же большинство таких проектов являются сочетанием СМИ, зарабатывающего на рекламе, и интернет-магазина, зарабатывающего на продажах. Плюс сам по себе рынок быстро растет».

Можно выделить четыре группы особенностей оценки интернет-проектов:

· особенности оценки венчурных проектов;

· особенности оценки СМИ;

· особенности оценки магазинов;

· особенности оценки компаний в условиях быстрорастущего рынка.

Интернет-проекты обычно являются прикладными, а не самостоятельными проектами (например, сайт компании, почтовый сервер). Исключение составляют бизнесы по предоставлению доступа в Интернет и интернет-магазины, основная деятельность которых может рассматриваться с классических позиций оценки эффективности инвестиционных проектов. Зачастую интернет-проекты являются взаимодополняющими. Благодаря прикладному характеру интернет-проектов их воздействие на показатели финансово-хозяйственной деятельности основного бизнеса своих собственников или инициаторов является опосредованным. Обычно они оказывают имиджевое, информационное и рекламное воздействие на целевую аудиторию, что создает возможность привлечения новых клиентов для собственников проектов. В связи с этим при расчете эффективности «имиджевых» интернет-проектов (популярные порталы определенной направленности) следует оценивать стоимостные значения нескольких факторов: потока денежных средств от размещения рекламы на сайте или портале; опосредованного влияния сайта или портала на привлечение клиентов и потенциала возможностей по продвижению новых продуктов. Оценить их не сложнее, чем во многих других отраслях, т.к. в Интернете есть очень хорошие возможности мониторинга и масса средств независимой оценки. Но и не проще любого другого венчура, развивающегося на быстрорастущем рынке.

При оценке стоимости интернет-проектов необходимо применять сравнительный и доходный подходы, но не стоит забывать и о затратном методе. Для оценки стоимости интернет-проектов могут и должны использоваться те же методики, которые используются для оценки компаний: затратный, сравнительный и доходный подходы. Выбора тут особенного и нет, необходимо использовать все три метода.

Для оценки стоимости опосредованного влияния интернет-проекта на привлечение новых клиентов следует попытаться оценить ту часть клиентов, которая привлекается с помощью данного интернет-проекта. Более подробно, в рамках этого процесса следует определить долю затрат на интернет-проекта в общих затратах по привлечению клиентов (оценить затраты на привлечение одного клиента с использованием интернет-проекта и без него), а также определить долю выручки от клиентов, привлеченных с помощью интернет-проекта (в первом приближении можно оценить долю привлеченных с помощью интернет-проекта клиентов в общей массе клиентов). Эти простые на первый взгляд показатели на практике оценить довольно сложно, поскольку найдется немного владельцев интернет-проектов, ведущих такой учет. При оценке затрат, ассоциированных с интернет-проектом, необходимо оценить количество денег и времени (чтобы учесть впоследствии его стоимость) на создание платформы и движков, создание и поддержание контента, хостинг и оплату домена. Определение доли выручки поступающей благодаря наличию интернет-проектов, как правило, также сопряжено с техническими сложностями».

Используются доходный и сравнительный подходы, в идеале оценка делается на пару и тем, и тем, но можно ограничиться и только доходным подходом, то есть на базе EBITDA проекта. С учетом выбранных ставок дисконтирования и ожидаемых темпов роста оценка может колебаться в пределах от 5 до 10-12 годовых EBITDA. Но есть масса вариантов, и говорить о каких-то рекомендуемых будет довольно сложно. Просто нельзя одинаковым способом оценивать gazeta.ru, ozon.ru и зарождающийся новый сайт. Они очень разные.

Применение доходного подхода основано на получении прогноза ожидаемых в будущем значений величины притоков и оттоков денежных средств, обусловленных функционированием интернет-проекта. Если ожидается, что эти потоки в будущем будут примерно одинаковыми, или незначительно монотонно изменяться, в рамках доходного подхода целесообразно применить метод капитализации денежных потоков.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ производительности труда
производительность труд показатель экономический Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Уровень производительности труда характеризуется соотношением объема произведенной продукции ...

Анализ рентабельности предприятия
Цель предпринимательской деятельности - не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность - относительный показатель и отображает степень прибыльности предпр ...