Сущность интернет-компаний и дискуссии об особенностях их оценки

Основная проблема в использовании сравнительного подхода - отсутствие надежных значений мультипликаторов, используемых для оценки, поскольку практически отсутствует емкий и прозрачный сегмент рынка сделок с интернет-проектами. При экспресс-оценках наиболее часто в силу его простоты применяют сравнительный подход на основе различных мультипликаторов наподобие «цена/среднее количество просмотров за день», «цена/среднее количество пользователей за день» или «цена/количество хостов за период». Однако здесь есть две основные проблемы: отсутствие надежных данных по числовым параметров данных мультипликаторов и (обычно) отсутствие информации, позволяющей оценивать степень отличия объектов-аналогов от оцениваемого интернет-проекта. Поэтому при осуществлении экспресс-оценок часто в дополнение к сравнительному подходу используют элементы так называемого затратного подхода, который может дать представления о нижней границе стоимости подобных объектов оценки. В рамках этого подхода определяется стоимость замещения: затраты, которые должен понести потенциальный покупатель интернет-проекта, чтобы самостоятельно создать аналогичный интернет-проект (затраты на технические и программные средства, контент и т.п.) с аналогичной степенью посещаемости (то есть определить дополнительно средства, затрачиваемые на рекламу и стоимость упущенной выгоды за время «раскрутки» с нуля до определенного уровня).

Даже обладая, казалось бы, достаточными познаниями в данной области, многие продавцы и покупатели все же совершают при оценке стоимости интернет-проектов ряд ошибок, цена которых, в зависимости от объекта оценки, может варьироваться от незначительных сумм до миллионов долларов. Дмитрий Рябых относит к числу основных таких ошибок «переоценку потенциала управленческой команды, переоценку степени повторяемости чужих успехов и недооценку роста конкуренции». Леонид Делицын ответил на соответствующий вопрос более конкретно: «Пожалуй, главная ошибка - это оценка проекта сравнительным методом, путём сравнения натуральных показателей (аудитории, хитов) с показателями западного оригинала, который выбран авторами проекта до клонирования».

Основная проблема при определении стоимости Интернет-проектов заключается в том, что в силу специфики этих объектов оценки чаще всего целесообразно оценивать не их рыночную стоимость, а их инвестиционную стоимость (стоимость для конкретных пользователей). Обычно, когда люди говорят о стоимости чего-либо, они понимают под этим рыночную стоимость или стоимость в использовании (инвестиционную стоимость). В то же время далеко не все субъекты рынка (в т.ч. собственники и потенциальные покупатели интернет-проектов) понимают различие между рыночной и инвестиционной стоимостями. Поэтому нередко незнание таких категорий приводит к коллизии». Интернет-бизнес переживает на наших глазах период бурного роста, происходящего на фоне постоянного увеличения свободных финансовых ресурсов, требующих прибыльного размещения. В настоящее время в экономически развитых странах сложился определенный дефицит привлекательных инвестиционных проектов, и в этих условиях лавинообразный рост спроса на проекты, связанные с Интернет-бизнесом, неудивителен.

Изменения, происходящие в структуре высокотехнологических отраслей, оказывают влияние не только на отраслевые параметры, но и на характеристики экономической среды в целом. Так, развитие электронной коммерции уже сегодня вызывает глобальные изменения во взаимодействии всех звеньев инвестиционной и производственной цепочки, затрагивая интересы производителей и потребителей весьма широкого спектра товаров и услуг. Это не может не повлечь за собой существенных изменений в методологии и методике экономических исследований, которые должны быть выведены на новый уровень в связи с наступлением эры информационной экономики.

Одной из ключевых проблем экономического анализа Интернет-бизнеса на сегодняшний момент является оценка стоимости Интернет-активов. Это касается как компаний - «столпов электронного бизнеса» (например, Amazon.com или eBay.com), так и новых компаний. Внутренние и внешние факторы, формирующие и модифицирующие стоимость инвестиционных проектов в области Интернет-коммерции, определены современной экономической наукой весьма приблизительно.

Место всесторонней экономической оценки занимает сегодня специфическая, которая дается Интернет-компаниям на фондовом рынке. В результате многомиллионные вложения в акции Интернет-компаний, имеющих значительные убытки, ставят в тупик потенциальных инвесторов и наводят на мысли о «перегретом» рынке. Это лишь подтверждает необходимость разработки методов более точного экономического анализа Интернет-бизнеса. Целью такого анализа должно быть определение ключевых факторов, формирующих стоимость электронного бизнеса с учетом как текущей ситуации, так и средне- и долгосрочных тенденций развития.

В зависимости от конечной цели оценки можно рассчитать:

· рыночную стоимость (самый распространенный вид оценки). Это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно и располагают всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Таким образом, рыночная стоимость - это цена объекта, по возможности очищенная от всех субъективных факторов, присущих конкретному продавцу и конкретному покупателю, это величина, к которой должны стремиться разрозненные ценовые показатели аналогичных объектов, обращающихся на рынке;

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Анализ транспортных услуг в РФ
Для эффективного управления рынком транспортных услуг, принятия решений по его дальнейшей организации необходимы данные, комплексно отражающие развитие данной отрасли под действием различных внешних факторов. В условиях рыночной экономики является важным достижение ...

Управление государственной недвижимостью
Актуальность исследования. Функционирование рынка недвижимости во многом предопределяет развитие рыночных отношений, являясь его центральным звеном. Это объясняется тем, что объекты недвижимости фигурируют во всех сферах общественной жизни. Главной специфик ...