Спрос: понятие, виды, факторы формирования спроса

Если же неэластичный спрос - коэффициент эластичности меньше единицы.

Если спрос с единичной эластичностью - цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент.

Эластичность предложения. Она служит для выработки стратегии коммерческой деятельности предприятия.

Эластичность предложения показывает, как производство и предложение той или иной продукции реагирует на изменение цены (2):

= Процентное изменение S / Процентное изменение Р (2)

где Е - коэффициент эластичности предложения; S - предложение; Р - цена.

При определении объемов закупки (реализации) продукции важное значение имеет взаимозаменяемость (взаимодополняемость) товара.

Взаимозаменяющие товары (субституты) - это пары товаров, рост цены на один из которых приводит к росту спроса на другой. Взаимодополняющие товары (комплекты) - пары товаров, рост цены на один из которых приводит к падению спроса на другой (рост цен на автомобили приводит к падению спроса на горюче-смазочные материалы).

Если коэффициент эластичности больше единицы, то товар взаимозаменяемый, если меньше - взаимодополняемый.

Мерой определения степени чувствительности спроса к изменению цены товара служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены (3).

=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара (3)

Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

Принято различать эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестную эластичность по цене двух товаров.

Эластичность спроса по цене. Она показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы: наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность); незаметное для покупателя изменение уровня цен; консерватизм покупателей во вкусах; фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность); удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Существует понятие «совершенная эластичность спроса», которая характерна для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не в силах повлиять на его цену, а потому она остается неизменной.

Для большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, т.е. коэффициент получается отрицательным. Однако, в данном случае, минус обычно принято допускать и оценка производится по модулю. Но встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным, например, это - товары Гиффена.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффена всё наоборот - при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, макарон .

К товарам с эластичным спросом по цене можно отнести: предметы роскоши (драгоценности, деликатесы); товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника); легкозаменяемые товары (мясо, фрукты).

К товарам с неэластичным спросом по цене можно отнести: предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество); товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки); труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

Кроме прочего, существует такое понятие, как точечная эластичность спроса по цене. В данном случае, эластичность спроса по цене показывает степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товар. Значение обычно получается отрицательным, поскольку, как следует из закона спроса, с ростом цены спрос на товар убывает. В зависимости от этих показателей различают (Таблица 1).

Таблица 1 - Виды эластичности спроса

№ п\п

Вид спроса

Формула

Пояснение к формуле

1

Совершенно неэластичный спрос

объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).

2

Неэластичный спрос

когда объём спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).

3

Единичная эластичность спроса

изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объёма спроса.

4

Эластичный спрос

объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Услуги розничной торговли и требования к ним
В наше время развития рыночных отношений актуально стоит вопрос о развитии услуг розничной торговли. С услугами мы встречаемся повсеместно: спрашивая, чем отличается ржаной хлеб от пшеничного, прося завернуть купленную вещь в подарочную упаковку, сдавая сумку в кам ...

Анализ производственных возможностей с помощью кривой трансформации
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации произ ...