Факторы спроса на рынке продовольствия

Спрос на рынке продовольствия зависит от многих глубинных причин.

Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы культурного уровня. Культура - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Дите усваивает базовый набор ценностей, восприятия, предпочтений, манер, которые характерны для его семьи и основных институтов общества.

Во многом от культуры народности, зависит спрос на рынке продовольствия, т.к. тип, его привычки, тесно связаны с его национальными вкусами и предпочтениями. Важную роль национальные вкусы и предпочтения играют и на домашнее обустройство. Формы досуга, так же как и потребительское поведение в целом, носят отпечаток не только национальных вкусов и предпочтений, но и социального класса принадлежности.

Ежедневно мы осуществляем много всевозможных покупок: приобретаем товары и оплачиваем услуги потому, что они обеспечивают нам удовлетворение наших материальных и культурных потребностей, т.е. обладают свойством быть источником удовольствия .

В последнее время становится более престижным потребление продуктов и блюд разных народов.

Так, например, в г. Томске можно найти рестораны и кафе с такой кухней, как японская, казахская, узбекская, итальянская, азербайджанская и многие другие. К примеру, Харчевня «Шелома» - объединила в себе восточную, русскую и европейскую кухню. Кафе «Старый рояль» - вобрало в себя, помимо восточной, славянской, еще и кавказскую кухню. А доставка суши-кафе N-joy предоставит вам блюда японской кухни.

Итак, сегментация концентрируется на различиях в поведении отдельных потребительских групп. Национальные вкусы и предпочтения имеют особенности покупательского поведения

В данном случае закон спроса имеет силу в отношении практически всех продуктов. Здесь конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на продукты питания.

Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами продуктов и объемом спроса потребителя. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них. Так, к примеру, в ситуации с покупкой нормальных продуктов (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на них.

Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные продукты, чьи потребительские качества невысоки. В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.

На рынке продовольствия нужно различать обычное изменение количества покупок товаров под воздействием движения цен от изменения собственно спроса.

Как отмечалось ранее, количество покупок продовольственных товаров обратно пропорционально движению их цен и ни в коей мере не отражает изменение покупательского спроса на эти товары. Изменение спроса проявляется в изменении количества покупок товаров, но происходит это при их неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов. Иными словами, функция покупательского спроса изменяется по причинам, не связанным с движением товарных цен.

Так, к числу неценовых причин изменения спроса на продукты питания (продовольственные) относятся причины, рассмотренные ниже.

Потребительские вкусы. Это самый динамично развевающийся объем спроса. На потребительские предпочтения и их изменение в свою очередь оказывают влияние мода, технический прогресс, семейное и социальное положение потребителей, возраст, пол, устойчивость национальных традиций. Благоприятные предпочтения во вкусах потребителей и их выборе вызовут увеличение спроса при любой цене. В результате произойдет смещение кривой спроса вправо. И наоборот, неблагоприятные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей относительно данной продукции приведут к снижению спроса на нее, а кривая спроса сместиться влево.

Перейти на страницу: 1 2 3

Учет материально-производственных запасов
Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии и движении материально-производственных запасов может ...

Анализ стимулирования и мотивации труда в организации МУП Водоканализационное хозяйство г. Бузулука
Успех работы любого предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому высокая мотивация персонала - это важнейшее условие успеха. Без настроя работников на работу с высокой отдачей, без заинтересованности в конечных результатах и без их стремления ...