Факторы спроса на рынке продовольствия

Число покупателей. Очевидно, что увеличение на продовольственном рынке числа покупателей данной продукции равнозначно росту спроса, а уменьшение числа покупателей ведет к снижению спроса на какой-то продукт.

Доход. Доходы населения обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше. Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии вправо вверх. Аналогичный результат может быть достигнут при снижении цен обоих продуктов, что также означает увеличение реального дохода. При уменьшении денежного дохода или росте цен бюджетная линия смещается влево вниз. С ростом реального дохода бюджетное ограничение сдвигается последовательно в положение В1, В2, В3, …, Вn. Точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями показывают последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода (рисунок 5).

0 B1 В2 В3 Вn Х

Рисунок 5 - Кривая «доход-потребление»

Эта кривая, названная Дж. Хиксом «доход-потребление», в американской литературе получила название кривой уровня жизни. Если кривая «доход-потребление» - луч, выходящий из начала координат под углом 45° , это значит, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага Х, и блага У. Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой .

Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот товар заменителем ранее приобретаемого продукта (т.е. товаром-субститутом), дополняющим (комплиментарным товаром), или независимым товаром.

Под взаимозаменяемыми подразумеваются товары, способные удовлетворить одни и те же потребности покупателей. Здесь, эти товары, как бы конкурируют одни с другими. Поэтому, если на один товар цена возрастет, то увеличится спрос на другой товар.

Также это и происходит при росте цен на продукцию высшей категории. При этом спрос на нее падает, а спрос на продукцию низшей категории возрастает.

Таким образом, взаимозаменяемыми можно назвать товары, когда между ценой на один товар и спросом на другой существует прямая зависимость. Взаимодополняющие - это товары, один из которых дополняет другой, удовлетворяя одну потребность покупателя. В общем случае, при прочих равных условиях, цена на одни (основные) товары и спрос на другие (дополняющие) находятся в обратной зависимости, т.е. при росте цены на основной товар, упадет спрос на дополняющий.

Ожидание покупателей. Влияние ожиданий на спрос непредсказуемо и разнообразно. Увеличение спроса может быть обусловлено процессом инфляции - уверенностью в обязательном подорожании товаров. При ожидании повышения заработной платы или при задержке ее выплаты, неизбежно произойдут колебания спроса на продукты питания. Предпраздничные колебания продаж также можно отнести к изменениям спроса под влиянием потребительских ожиданий.

Нам рисунке показано, что побудительные факторы и прочие раздражители проникают в «черный ящик» сознания покупателя и вызывают определенные отклики.

Процентные ставки по вкладам. Это - важный параметр. Если банки и финансовые компании проводят политику индексации вкладов, повышения по ним процентных ставок, то при превышении размера индексации вклада над индексом цен может начаться снижение спроса, особенно на товары длительного пользования.

Итак, следует заключить, что рынок и потребитель - неразделимые категории. Спрос является выражением проявления потребностей людей в каком-либо товаре, либо услуге. Определенные формы отношений проявляются в количественных и качественных отношениях основных элементов рынка.

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ уровня социально-экономического развития Воронежской области
Воронежская область - субъект Российской Федерации, область в центре европейской части России. Областной центр - город Воронеж. Расстояние до Москвы - 439 км. Образована 13 июня 1934 года. Входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр обл ...

Финансирование инновационной деятельности в России
Принятая в ноябре 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определила в качестве основной задачи на предстоящий период переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста, сп ...