Анализ факторов, влияющих на спрос на продовольственном рынке

На современном этапе интернационализации международной экономики наиболее яркое развитие получили две формы: процессы глобализации и экономической регионализации.

Эти формы все более сильнее оказывают влияние на состояние и перспективы развития национальных рынков. И вполне естественно, что состояние и перспективы развития продовольственного рынка России за последние несколько лет все в большей степени определяются ростом влияния глобализации, даже при значительном увеличении фактора внешней торговли.

Продовольственный рынок России находится на стадии активного развития, причем это наиболее выражено именно в регионах страны. Сейчас многие производители задаются вопросом, что нужно сделать, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность своей продукции. И здесь все процессы запускает именно розничный рынок. Он управляет торговлей, производством продуктов питания и сельскохозяйственной продукции.

Среднемесячный доход на душу населения в России существенно вырос за два последних десятилетия. Рост доходов оказал огромное воздействие на поведение потребителей.

Если в 1990-е годы на рынке присутствовали лишь товары первой необходимости, то через некоторое время производители начали предлагать продовольственные товары средней ценовой категории. На рынке наблюдается резкое расширение ассортимента продукции, рост объемов продаж, рост элитных сегментов.

Анализ показывает, что когда среднемесячный доход на душу населения возрастает, потребители начинают покупать продукты оптом, причем более активно. При этом рынок развивается. Продавцы и покупатели получают новые возможности, в том числе и в плане резкого расширения ассортимента в пределах низкого и среднего ценового сегментов.

И таким образом, следовательно, увеличивается скорость потребления.

При последующем росте уровня дохода на душу населения происходит дальнейшее движение к полновесному развитому продовольственному рынку. Здесь рыночные механизмы начинают работать в полном объеме, ассортиментная линейка формируется полностью. Все большим спросом пользуются продукты премиум-сегмента. Это элитные конфеты, дорогое печенье и прочие товары.

Однако, нельзя забывать про очень важный этап развития российского продовольственного рынка. Он наступает тогда, когда уровень среднемесячного личного дохода переходит границу в 1500 долларов США. При достижении этой планки появляется принципиально новая модель потребления продуктов питания. Специалисты отмечают скачкообразное увеличение потребления продовольственных продуктов, а также изменение самой структуры потребления. Кроме того, на этой стадии наблюдается резкое падение и изменение цен.

Рынок продовольственных товаров России отличается современными размерами, сегментацией по социальным группам и уровню доходов населения, широкими связями с другими странами и регионами мира.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на потребление продовольствия.

В настоящее время, зависимость (эластичность) спроса на продовольствие от цены в целом сравнительно низка. По дорогостоящим, деликатесным товарам она выше, а по товарам первой необходимости близка к нулю. Здесь следует учитывать также степень взаимозаменяемости продуктов - чем она выше, тем спрос на данный товар эластичнее.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ЗАО Бурвод
Роль экономического анализа в управлении организацией заключается в том, что он: · позволяет установить основные закономерности развития предприятия, выявить внутренние и внешние факторы, стабильный или случайный характер изменений; · способствует лу ...

Анализ себестоимости важнейших видов продукции (на примере ООО ПО Орника)
В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выш ...