Анализ факторов, влияющих на спрос на продовольственном рынке

Следующим фактором, влияющим на ценовую эластичность спроса на продукты питания, является удельный вес расходов на данный продукт в общих расходах потребителя. Чем он выше, тем выше его эластичность.

Отдельно стоит отметить товарное предложение именно на рынке сельскохозяйственных продуктов. Специфические особенности сельскохозяйственного производства отражаются на характере товарного предложения продовольственных товаров.

Основным фактором, влияющим на объем товарного предложения продовольствия, является цена. С повышением закупочных цен повышается и объем производства, а рост розничных цен ведет к увеличению поставок на рынок. К примеру, рост цен на дорогостоящее мясо приведет к существенному снижению его потребления, а удорожание дешевых продуктов, занимающих в бюджете семей небольшой удельный вес, практически не изменит его потребление.

Особенностью спроса на продовольствие является некоторое запаздывание реакции потребителей на изменение цен. Консервативность данного спроса в том, что даже после повышения цен на привычный товар покупатели продолжают его покупать в прежних размерах, пока не найдут подходящей замены.

Так, или иначе, покупательские предпочтения играют немалую роль. Предпочтения потребителей на рынке продуктов - это признание преимуществ каких-то продуктов перед другими, т.е. признание их лучшими.

Данное отношение в результате определяет выбор покупателем тех или иных продуктов. Предпочтения покупателя являются субъективными. Субъективными также являются и оценки полезности каждого купленного продукта. Но выбор потребителя определяется не только его предпочтениями, он ограничен также ценой выбираемых продуктов и его доходом.

Модель покупательского поведения можно представить рисунком 6.

Рисунок 6 - Модель покупательского поведения

Итак, однозначно, что количество и виды приобретаемых потребителями продуктов в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей.

Существует некоторая закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается.

При любом заданном росте параметров предложения (росте предложения факторов производства и производительности) увеличение дохода приведет к относительному росту цен на дорогие продукты.

Согласно этого, собственникам земли, производящим продовольственные товары, знание данного закона дает основание для вывода: если производительность во всех секторах экономики растет одинаковыми темпами, увеличивающийся вследствие этого доход приведет к неблагоприятным для них изменениям спроса на продовольствие, в результате чего на мировых рынках цены на продовольствие снизятся по отношению к ценам на предметы роскоши, в число которых входит большинство промышленных товаров.

Данная особенность может быть взята маркетологами на вооружение с тем, чтобы повышать время от времени цены для улучшения финансового состояния фирмы. Нужно только верно определить временную длину этого факта.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Характеристика деятельности туристической компании ЦенторКурорт
Туризм вошел в ХХI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран целевых регионов. Он является выгодной высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодоб ...

Учет материально-производственных запасов
Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии и движении материально-производственных запасов может ...