Основные оценки стоимости Интернет-проектов

Разнообразие бизнес-процессов, возникшее с развитием глобальной сети, выявило необходимость в адекватном наборе методов оценки стоимости этих бизнесов. Традиционные методы не дают возможности получить точные оценки стоимости для быстро развивающихся компаний, действующих в меняющихся рыночных условиях. Однако и инвесторы, и аналитики по-прежнему продолжают прогнозировать денежные потоки компаний, либо используют привычные показатели, построенные на основе бухгалтерской отчетности: отношение цены акции к прибыли на акцию и т.п. Даже несмотря на то, что для различных видов деятельности появились наборы показателей, пытающихся отразить специфику той или иной деятельности, большинство этих методов, по сути, являются лишь производными от метода оценки на основе приведенной стоимости денежных потоков.

Все методы можно разделить на 4 группы в зависимости от того, какие исходные данные используются для оценки стоимости:

1. Стоимость активов компании

2. Бухгалтерская отчетность и финансовая статистика

. Приведенная стоимость денежных потоков компании

. Другие

К первой группе относятся методы, в рамках которых стоимость компании оценивается как сумма стоимостей материальных и нематериальных активов, находящихся в собственности компании. Для этого, как правило, берутся рыночные стоимости активов в случае, если активы свободно торгуются. Кроме того, можно использовать и экспертные оценки. Подобные методы работают вполне удовлетворительно для отраслей с устоявшимися технологиями, с преобладанием доли материальных активов в общей величине активов, и при отсутствии эффекта синергии (т.е. когда технология не использует такого специфического сочетания активов, при котором их совокупная стоимость и производительность превосходит показатели этих активов, взятых в отдельности). К сожалению, при оценке стоимости интернет-проектов подобные методы практически бесполезны, т.к. в интернет-компаниях велика доля именно нематериальных активов, которые к тому же не котируются на рынке. Так, по оценке Forrester Research, веса различных типов активов в стоимости компании из сектора business-to-consumer распределены следующим образом:

Как видно, первые три позиции занимают активы, стоимость которых с трудом поддается оценке. Однако их общий вклад составляет 46% - чуть менее половины. Такая ситуация характерна для большинства интернет-компаний. Основную стоимость дают не компьютеры и сетевые кабели, а уникальные бизнес-идеи у менеджмента и налаженные бизнес-процессы внутри организации и за ее пределами, фактически объединяющие в себе первые три вида активов на диаграмме. Свободных рынков для такого вида активов практически нет, а экспертные оценки стоимости затруднены из-за недостатка информации.

Оценки стоимости на основе бухгалтерской отчетности и финансовой статистики используют устоявшиеся на рынке показатели отношения рыночной стоимости фирмы к ее валовой прибыли, чистой прибыли, выручке и другим финансовым показателям. Подобные методы дают возможность оценить, насколько компания пере-/недооценена в сравнении со всей отраслью. Однако они не дают понимания фундаментальных причин, лежащих в основе той или иной оценки стоимости и не могут предложить ответ на вопрос, переоценена или недооценена отрасль в целом. Кроме того, методы на основе бухгалтерской отчетности и финансовой статистики все же неявно обращаются к оценке приведенной денежных стоимости потоков. Для отраслей с устоявшимися технологиями и распределением долей рынка между компаниями размеры выручки и прибыли, а также показатели рентабельности не будут сильно изменяться в будущем. А значит, для оценки будущих денежных потоков (оценки стоимости компании) достаточно текущей финансовой отчетности. Когда же неопределенность в отношении финансовых потоков в будущем велика, предполагать, что рассчитанные отношения стоимости компаний к тем или иным финансовым результатам их деятельности должны совпадать, и уж тем более использовать для расчета стоимости показатели, рассчитанные для других отраслей или секторов рынка, представляется бессмысленным.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Уровень и качество жизни населения (на примере муниципального района Туймазинский район)
Уровень жизни является одной из важнейших социально-экономических категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, ...

Анализ финансово-хозяйственной деятельности ОДО Стильная открытка
Преддипломная практика по специальности является одним из завершающих этапов в системе подготовки специалистов. Она проводится на промышленных предприятиях Республики Беларусь. Цель практики - закрепление и углубление знаний, полученных студентами за время обучения в институте, ...