Основные оценки стоимости Интернет-проектов

Можно ли доменное имя включить в состав средств индивидуализации, являющихся объектами исключительных прав?

Поскольку пользователи обычно попадают на нужный информационный ресурс, набирая в специальной адресной строке доменное имя, последнее ассоциируется с содержанием информационного ресурса, становится его отличительным обозначением. Несмотря на то что доменное имя - не единственное средство адресации, оно, тем не менее, является самым доступным и используемым из имеющихся. Доменное имя уникально, наличие двух одинаковых невозможно. Как отмечал М. В. Мозгов, доменное имя идентифицирует самостоятельный объект, существование которого обусловлено существующей системой адресации в адресном пространство Сети*(7).

Доменные имена все чаще становятся предметом гражданско-правовых сделок. Показательно, что РосНИИРОС отказался от установленного в Регламенте и тарифах на услуги по регистрации доменов второго уровня в зоне .RU (далее - Регламент) запрета на сделки купли-продажи домена. Соответствующие изменения в Регламент вступили в силу с 20 февраля 2004 г.

Следует согласиться с А.А. Осокиным в том, что наименования доменов являются самостоятельным объектом права. Это довольно специфичный вид интеллектуальной собственности, но не более чем, например, наименования мест происхождения товаров.

Итак, доменное имя индивидуализирует содержание информационного ресурса и в этом смысле является средством индивидуализации информационного ресурса в сети Интернет, и точно так же, как известные средства индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (выполняемых работ, услуг), становится объектом гражданского оборота. Непосредственным предметом индивидуализации является содержание информационного ресурса. Довольно точным представляется определение доменного имени как сетевого средства индивидуализации.

Несмотря на все более широкое использование Интернета и растущее количество споров по поводу доменных имен нормативное регулирование их использования практически отсутствует. Запрет на размещение товарного знака в доменном имени, введенный Федеральным законом от 11 декабря 2001 г., которым внесены изменения в Закон о товарных знаках, является единственным случаем нормативного упоминания доменного имени, причем не самым, на наш взгляд, удачным.

. Доменные имена по целевому назначению информационных ресурсов, находящихся по этому адресу, можно разделить на коммерческие, некоммерческие и смешанные.

Коммерческие домены - это имена информационных ресурсов, используемых их владельцами или иными лицами в целях извлечения прибыли. Среди таких доменов, в свою очередь, можно вычленить группы.

К первой группе относятся ресурсы, являющиеся непосредственными инструментами извлечения прибыли. Условно назовем их непосредственно коммерческими. Через них происходят страхование, заказ товаров, билетов на зрелищные мероприятия и др.

Вторую группу составляют ресурсы, не используемые непосредственно в целях извлечения прибыли, но информирующие пользователей о товарах и услугах владельца ресурса и других лиц, рекламирующие эти товары и услуги, сообщающие о производителях и исполнителях, о порядке и условиях заключения договора. С помощью этих ресурсов создаются условия и предпосылки для успешной коммерческой деятельности. К этой категории можно отнести информационные страницы в сети Интернет, принадлежащие производственным, инвестиционным, страховым компаниям, банкам и проч. Ресурсы этой группы назовем непосредственно информационными, или рекламными.

Существуют ресурсы, совмещающие обе эти цели, - универсальные коммерческие ресурсы. Они принадлежат к третьей группе.

Рассматривая доменное имя как средство индивидуализации, необходимо ответить на вопрос о его месте в системе традиционных средств индивидуализации.

Российскому законодательству известно понятие коммерческого обозначения (глава 54 ГК РФ "Коммерческая концессия"), однако его правовой режим не разработан. В.Ю. Бузанов определяет коммерческое обозначение как-тo, что как-либо символизирует предпринимательскую деятельность коммерческой организации или, выражаясь языком Гражданского кодекса, ее предприятие. Речь идет об оригинальных (в той или иной степени) названиях магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц, аптек и т.д., которые потребители встречают на каждом шагу.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Управление стоимостью интернет-проектов
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным Применение услуг, предоставляемых глобальной информационно-коммуникац ...

Услуги розничной торговли и требования к ним
В наше время развития рыночных отношений актуально стоит вопрос о развитии услуг розничной торговли. С услугами мы встречаемся повсеместно: спрашивая, чем отличается ржаной хлеб от пшеничного, прося завернуть купленную вещь в подарочную упаковку, сдавая сумку в кам ...