Современное состояние сектора интернет-компаний в России

Постепенно, но неумолимо Интернет проникает в отечественный бизнес. Все больше компаний обзаводятся Web-узлами, размещая там информацию о себе, каталоги своих товаров и предоставляя возможность их заказа через Сеть. Тем не менее внедрение более или менее полноценных систем класса В2В - это пока редкое исключение, и пионерами здесь стали некоторые дистрибьюторы на рынке ИТ.

По оценкам аналитиков Альфа-банка, оборот в секторе В2В будет в течение ближайших лет превышать оборот в секторе В2С примерно втрое и в 2004 г. превысит 450 млрд. долл. Заметим, что это соотношение - 3:1 - резко отличается от прогнозируемого западными экспертами соотношения масштабов бизнеса в этих секторах в мире в целом - 10:1 в пользу В2В.

Причина здесь очевидна - печальное состояние отечественной экономики, обусловленное наследием советской плановой системы, многолетним периодом кризисного развития, а также очень большой долей бизнеса, работающего «в тени», - с бартером, коррупцией и уклонением от налогов.

Практически все крупные платежеспособные отечественные компании вследствие своей непрозрачности могут внедрять полноценные системы В2В лишь там, где нет пересечения с их основной деятельностью. В качестве примера эксперты называют «Газпром», который одним из первых в стране начал В2В-проект, но не для торговли своим основным товаром - газом, а для закупки на западном рынке (проект EuropeSteel.com).

Поэтому одной из важнейших предпосылок быстрого развития сектора В2В, особенно создания крупных электронных торговых площадок, эксперты считают повышение прозрачности бизнеса, ликвидацию различных «небелых» схем.

В России о себе заявили около 50 электронных торговых площадок. Правда, о практической деятельности большинства из них, в частности ряда отраслевых бирж, пока ничего не слышно.

На рынке ИТ развиваются пока два проекта электронных торговых систем, об организации которых было объявлено в августе прошлого года с интервалом в один день.

Созданная холдингом eHouse система eMatrix в настоящее время имеет торговые площадки в ряде городов России и стран Восточной Европы. По словам Владислава Улендеева, исполнительного директора eHouse, в сделках на eMatrix участвуют почти все ведущие дистрибьюторы, а общий объем заявок составляет в среднем около 80 млн. долл. ежедневно.

О начале работы торговой системы ITZone, учредителями которой стали компания PricewaterhouseCoopers и маркетинговое агентство SK Communications, планируется объявить в начале июня.

Лейтмотив настроений в сфере электронного бизнеса очевиден - «новая» экономика начинает жить по «старым» экономическим законам.

По мнению Марка Андриссена, одного из основателей компании Netscape и пионеров Интернет-технологий, который, кстати, уже в 1998 г. перестал инвестировать в акции Интернет-компаний, сейчас все возвращается к положению, которое было в начале 90-х годов. «Тогда само собой подразумевалось, что у компаний должны быть доходы и прибыли. Netscape добилась операционной прибыли меньше чем через год», - говорит он.

«Чисто» электронные магазины уступают лидерство по количеству покупателей Интернет-филиалам обычных магазинов. Так, в списке ведущих И-магазинов США, составленном в конце прошлого года фирмой Nielsen/NetRatings, последним принадлежит семь мест в первой десятке.

Как считает Андриссен, среди известных компаний сектора В2С в США выживет только Amazon.com, другие же постепенно пойдут ко дну. Банкротство одного из былых лидеров, магазина e-Toys, кажется, это мнение подтверждает. Критически он оценивает и перспективы электронных бирж в секторе В2В. Рунет после периода бурного роста ожидает этап консолидации, объединения и перегруппировки сил. Недавние проявления этой тенденции - создание холдинга e-Style, объединившего 10 связанных с Интернетом компаний и проектов, ранее развивавшихся в рамках группы компаний R-Style, и слияние компаний Port.ru и netBridge, в результате которого численность новой объединенной Интернет-компании сократилась примерно наполовину.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Управление стоимостью интернет-проектов
Актуальность темы определяется тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным Применение услуг, предоставляемых глобальной информационно-коммуникац ...

Формирование и использование прибыли на предприятиях
К основным обобщающим показателям эффективности деятельности предприятия относится прибыль. Повышение уровня прибыли означает улучшение использования производственных и финансовых ресурсов, а также о получении добавочных источников инвестиций для последующего разв ...