Состав и структура оборотных средств

Анализ оборачиваемости оборотных средств (анализ деловой активности организации).

Оборотные средства - это средства, авансируемые организациями для поддержания непрерывности процесса производства и обращения и возвращающиеся в организации в составе выручки от реализации продукции в той же денежной форме, с которой они начали свое движение.

Для оценки эффективности использования оборотных средств применяются показатели оборачиваемости оборотных средств.

Основными из них являются следующие:

средняя продолжительность одного оборота в днях;

количество (число) оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение определенного периода времени (год, полугодие, квартал), иначе - коэффициент оборачиваемости;

сумма занятых оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции (коэффициент загрузки оборотных средств).

Если оборотные средства проходят все стадии кругооборота, например, за 50 дней, то первый показатель оборачиваемости (средняя продолжительность одного оборота в днях) составит 50 дней. Этот показатель приблизительно характеризует среднее время, которое проходит от момента приобретения материалов до момента реализации продукции, изготовленной из этих материалов. Данный показатель может быть определен по следующей формуле:

П - средняя продолжительность одного оборота в днях;

СО - средний остаток оборотных средств за отчетный период;

Р - реализация продукции за этот период (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов);

В-число дней в отчетном периоде (в году - 360, в квартале - 90, в месяце - 30).

Итак, средняя продолжительность одного оборота в днях исчисляется как отношение среднего остатка оборотных средств к однодневному обороту по реализации продукции.

Показатель средней продолжительности одного оборота в днях может быть исчислен и другим способом, как отношение числа календарных дней в отчетном периоде к количеству оборотов, совершенных оборотными средствами за этот период, т.е. по формуле: П = В/ЧО, где ЧО - число оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период.

Второй показатель оборачиваемости - число оборотов, совершаемых оборотными средствами за отчетный период (коэффициент оборачиваемости) - также может быть получен двумя способами:

как отношение реализации продукции за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов к среднему остатку оборотных средств, т.е. по формуле: ЧО = Р/СО;

как отношение числа дней в отчетном периоде к средней продолжительности одного оборота в днях, т.е. по формуле: ЧО = В/П.

Третий показатель оборачиваемости (сумма занятых оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции или иначе - коэффициент загрузки оборотных средств) определяется одним способом как отношение среднего остатка оборотных средств к обороту по реализации продукции за данный период, т.е. по формуле: СО/Р.

Этот показатель выражается в копейках. Он дает представление о том, сколько копеек оборотных средств затрачивается для получения каждого рубля выручки от реализации продукции.

Наиболее распространенным является первый показатель оборачиваемости, т.е. средняя продолжительность одного оборота в днях.

Наиболее часто оборачиваемость исчисляется за год.

При анализе фактическая оборачиваемость сравнивается с оборачиваемостью за предыдущий отчетный период, а по тем видам оборотных активов, по которым организация устанавливает нормативы - также и с плановой оборачиваемостью. В результате такого сравнения определяется величина ускорения или замедления оборачиваемости.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Анализ трудовых ресурсов
Формирование персонала в условиях рыночных отношений опирается на действие механизма внутреннего рынка труда организации. Смысл создания и использования такого механизма состоит в том, что он позволяет применять гибкие формы обеспечения организации необходимыми раб ...

Формирование и использование собственного капитала предприятия в ОАО Новосибирскгражданстрой
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является объектом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить толь ...