Источники формирования собственного капитала

В процессе управления собственным капиталом источники его формирования классифицируются на внутренние и внешние (см. рис. 2).

Рисунок 2 - Источники формирования собственного капитала

К внутренним источникам относятся:

нераспределенная прибыль;

средства, присоединяемые к собственному капиталу в результате переоценки основных средств;

амортизационные отчисления;

прочие внутренние финансовые источники (резервные фонды).

Нераспределенная прибыль и может быть представлена общей суммой или быть распределенной по фондам создаваемым предприятием. В зависимости от целей формирования фондов различают:

Фонд социальной сферы - средства, за счет которых осуществляется финансирование объектов социально-бытовой и культурной сферы (принадлежащие предприятию жилье, детские сады, дворцы культуры и т.д.).

Фонд потребления - средства, за счет которых осуществляется дополнительное стимулирование работников предприятия (премии, не включающиеся в себестоимость продукции, пособия, сверх норм, обозначенных законодательством, ссуды, субсидии работникам и т.д.).

Фонд накопления - средства, за счет которых осуществляется расширенное воспроизводство основных средств предприятия. В отличие от первых двух фондов фонд накопления не уменьшается на суммы, реально потраченные на приобретение новых основных средств за счет этого фонда.

Переоценка основных фондов предприятия производится для отражения рыночной стоимости основных средств в целях более надежного представления информации об активах предприятия. Особенно часто производится переоценка в ситуации высоких темпов инфляции в стране. Увеличение стоимости основных средств увеличивает совокупные активы предприятия соответственно должен быть увеличен пассив баланса за счет увеличения статьи «добавочный капитал».

Амортизационные отчисления являются внутренним источником формирования собственных денежных ресурсов, но величину собственного капитала они не увеличивают, а только служат способом его реинвестирования.

Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Резервный фонд не может быть использован для иных целей.

В состав внешних финансовых источников включаются:

мобилизация дополнительного паевого капитала (путем взносов средств учредителей в уставный или складочный капитал);

привлечение дополнительного акционерного капитала (посредством повторной эмиссии и реализации акций). В мировой практике известны разные способы выпуска акций. Коротко охарактеризуем основные.

Наиболее распространенным методом эмиссии является публичное предложение (Offer for Sale Method), т.е. размещение акций через брокеров или инвестиционные институты, которые покупают весь выпуск, а затем продают его по фиксированной цене физическим и юридическим лицам. Именно этот метод применяется чаще всего, когда происходит приватизация предприятия.

Продажа инвесторам по подписке (Offer by Subscription Method, Public Issue by Prospectus Method) отличается от предыдущего тем, что промежуточная продажа всего выпуска акций инвестиционному институту не проводится. Компания, распространяющая свои акции, полагается на собственные силы - готовит хороший проспект, проводит широкую рекламу и т. п. Считается, что только процветающие компании с хорошей репутацией могут позволить себе этот метод.

Тендерная продажа (Issue by Tender Method): один или несколько инвестиционных институтов покупают у заемщика весь выпуск по фиксированной цене, а затем устраивают торг (аукцион), по результатам которого устанавливают оптимальную цену акции.

При небольших выпусках, акций наиболее популярным является метод целевого размещения акций брокером у небольшого числа своих клиентов (Placing Method). Снижаются расходы заемщика по размещению акций (например, нет расходов, связанных с подпиской на акции). Как правило, величина капитала, привлекаемого таким образом, ограничивается. Если компания намерена выпустить акций на большую сумму, она должна пользоваться другим методом;

безвозмездная финансовая помощь от юридических лиц и государства (например, государственным унитарным предприятиям, ФПГ и др.);

конверсия заемных средств в собственные (например, обмен корпоративных облигаций на акции);

средства целевого финансирования, поступившие на инвестиционные цели;

Перейти на страницу: 1 2

Анализ трудовых ресурсов
Теоретические аспекты анализа эффективности использования трудовых ресурсов ...

Анализ системы управления оборотными активами ОАО Камаз
В последние годы природа и границы конкуренции на мировых и национальных товарных рынках существенно изменились. С начала 1990 года теория и практика стратегического управления все больше склоняется к тому, что успех организации зависит от наличия у нее уникальн ...