Предмет и задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности

Основу теории экономического анализа составляют предмет, методы и организация проведения анализа.

Субъектами экономического анализа могут быть все звенья экономики по уровням управления: народное хозяйство, народно-хозяйственные комплексы, отрасли, объединения, предприятия и их структурные подразделения. Нас интересует хозяйственная деятельность предприятий и их подразделений. Хозяйственная деятельность отражается в плановых, учетных, отчетных и иных документах в виде количественных и качественных показателях, которые и являются объектами анализа. Таким образом, объектом анализа хозяйственной деятельности предприятий являются экономика ТЭП.

Теория экономического анализа хозяйственной деятельности предприятий состоит из 2-х частей: общеотраслевой и отраслевой. Наибольшего развития в настоящее время достигла общеотраслевая теория анализа

Основными, общими для всех отраслей народного хозяйства и их подразделений являются:

1) оценка обоснованности и напряженности плана;

2) определение степени использования производственного потенциала по сравнению с максимально возможным и оптимальным;

) определение базовых показателей для планирования на предстоящий период;

) проверка соблюдения установленных нормативов, разграничение зависящих и не зависящих от анализируемого субъекта причин отклонения фактических показателей от базовых (плановых);

) выявление возможностей совершенствования системы управления, определение экономичности плановых и фактически реализованных хозяйственных решений;

) выявление резервов повышения эффективности хозяйствования и путей их использования;

) прогнозирование ожидаемых результатов хозяйственной деятельности;

) подготовка материалов для выбора оптимальных управленческих решений.

Таким образом экономический анализ, являясь прикладной дисциплиной, оправдывает себя лишь тогда, когда он приносит реальную пользу, т.е. выявляет неиспользованные резервы на всех стадиях производственного процесса.

Главная задача анализ - вскрытие многочисленных резервов для непрерывного повышения эффективности производства.

Роль экономического анализа заключается в том, что он помогает определить состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия, способствует концентрации средств и возможностей на производстве, помогает руководству на предприятиях разобраться в положении дел на производстве, выявить достижения и недостатки, наметить обоснованные управленческие решения по устранению недостатков и дальнейшему развитию.

Система показателей.

Хозяйственно-финансовая деятельность предприятий измеряется многочисленными экономическими показателями, которые можно свести в определенную систему. Их можно подразделить на:

а) стоимостные и натуральные - в зависимости от положенных в основу измерителей;

б) количественные и качественные - в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов, измеряется;

в) объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Стоимостные показатели - наиболее распространенные. Их использование вытекает из наличия товарного производства и товарного обращения, товарно-денежных отношений и действия закона стоимости в условиях свободного рынка. Важнейшими стоимостными показателями на промышленных предприятиях являются: показатель реализованной продукции; показатель товарной продукции, в состав которой входят готовые изделия, реализуемые полуфабрикаты, выполнение работы и оказанные услуги промышленного характера; издержки обращения, прибыль и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ факторов спроса на продовольствие на российских рынках
Состояние экономики любой страны неразделимо с понятием рыночного спроса. Потребительский спрос является главным фактором экономического роста страны. На потребительский спрос влияет непосредственно, потенциал внутреннего рынка товаров. Одним из крупнейших ...

Формирование и развитие потребительского рынка
В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь ...