Предмет и задачи анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности

Натуральные показатели используются в плановой и учетно-аналитической практике всех предприятий. В промышленности они применяются для количественной характеристики материально-вещественного содержания выпускаемой и реализуемой продукции. Значение натуральных показателей со временем будет возрастать. Использование электронно-вычислительной техники позволяет производить глубокий экономический анализ в натуральных показателях деятельности предприятий.

Количественные показатели используются для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы предприятия. количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях, процент выполнения производственной программы (в натуральном и денежном выражении) и т.д. Качественные показатели используются для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиях, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых, материальных и денежных затрат.

Величины оборотным средств, издержек обращения, прибыль - все это объемные показатели.

Удельные показатели являются вторичными, производными от соответствующих объемных показателей. Выпуск продукции и количество рабочих - объемные показатели, а отношение первого ко второму, т.е. выработка продукции на одного рабочего - удельный показатель.

Широко применяется в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Каждый из рассмотренных выше показателей имеет свой экономический смысл и свое значение для контроля и анализа, но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность предприятия в той или иной области и тем более работу всего предприятия в целом.

Виды анализа.

По характеру применяемых решений различают 3 вида анализа - текущий, оперативный и перспективный.

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал, год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа - объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения эффективности производства в будущих плановых периодах, а так же выявление недочетов в работе и их виновников.

. Текущий анализ - неотъемлемый элемент коммерческого расчета, поскольку осуществляется по важнейшим периодам, по которым подводятся итоги хозяйственной деятельности, премируются производственные коллективы. Результаты текущего анализа используются для решения проблем стратегического управления. Этот вид анализа имеет и существенный недостаток - выявленные резервы означают потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду. В процессе анализа регистрируются хозяйственные ситуации, и результаты учитываются лишь в будущей работе, так как управляющая система получает информацию, как правило, поздно (например, по итогам месяца - лишь к середине следующего месяца) и восполнить недостатки, потерянные возможности уже нельзя. Поэтому для повышения действенности анализа ставится задача ускорить представление отчетности и ее аналитическую обработку.

Перейти на страницу: 1 2 3

Анализ поддержки малого предпринимательства в Чановском районе Новосибирской области
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что малое предпринимательство играет существенную роль в развитии экономики. Решение многих социальных и экономических проблем в стране: создание дополнительных рабочих мест, рост занятости населения, увеличение объем ...

Анализ факторов снижения себестоимости продукции ООО Инвест-Агро
В условиях рыночной экономики главной функцией предприятий и фирм является производство необходимых потребителям товаров и услуг. Производственная функция выражает существующую на каждом предприятии зависимость между выпуском продукции и применяемыми экономическими ...