Особенности экономического анализа в современных условиях

В современных условиях особое значение приобретает оперативный экономический анализ, который дает повседневную картину деятельности предприятия и является действенным орудием оперативного руководства и принятия оптимальных управленческих решений. Под оперативным анализом понимается анализ результаты предприятия за сутки, пятидневку, декаду с нарастающими итогами в течение месяца.

В настоящее время развивающаяся между предприятиями конкурентная борьба окутывает хозяйственную деятельность покровом коммерческой тайны.

Однако существующее законодательство заставляет предприятия осуществлять анализ в рамках обязательной статистической отчетности, публиковать свои бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках для сведения налоговых органов, банков, кредиторов, акционеров и т.п.

Необходимость таких публикаций и желание сохранить коммерческую тайну вынуждают предприятия осуществлять анализ один для внешнего мира, а другой для себя, поэтому он делится на внешний и внутренний.

По объему, содержанию, глубине и достоверности эти виды анализа резко отличаются друг от друга.

Внутренний анализ проводится узким кругом доверенных лиц предприятия, посвященных в «коммерческую тайну». Он охватывает все стороны работы предприятия и все показатели - производство, себестоимость, прибыли, кредита, финансов и т.п. Он осуществляется с целью определения эффективности оперативной работы, установления возможности снижения издержек производства и сбыта, а также изучения изменений в финансовом состоянии.

Рыночная экономика характеризуется интенсивной динамичностью ситуаций, как внешней, так и внутренней среды. В этих условиях наибольшее значение приобретают ситуационный и оперативный коммерческий анализ. Ситуационный анализ - это составление своего рода «моментальной фотографии» деятельности фирмы в ее отношениях с внешним миром. Особенность ситуационного анализа - его комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформировать вопросы и рекомендации для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия.

Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативной информации. Для оперативного управления деятельностью предприятия режим предоставления результатов ситуационного анализа - запросный. Он построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе, состоящей из отдельных бланков, характеризующих состояние: рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, цен и ценовой политики и т.д.

Результаты оперативного анализа используются и на уровне отдельных функциональных служб предприятия. Информация для них является более детализированной, строго ориентированной и может быть фрагментарной.

В рыночных условиях предъявляются повышенные требования к информационному обеспечению. Существенно меняется состав информации, значительно сокращается поступление отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу способствует также коммерческая тайна, которая окутывает деятельность предприятий в ходе конкурентной борьбы.

Если раньше информационная база на 80% определялась действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то в рыночных условиях возрастает удельный вес внеучетных источников, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, рабочей силы, их конкурентоспособность, %-ных ставок и котировки валют, установленных государством, коммерческими банками и др.

В рыночных условиях анализ также очень тесно связан с коммерческой калькуляцией, которая формирует коммерческие и договорные цены. Ценообразование любого предприятия построено на основе калькуляции себестоимости товаров и услуг с учетом средней нормы прибыли. При формировании договорных цен используются коммерческие поправки к цене, количественное значение которых зависит от конкретных условий договора. Вместе с тем при окончательной согласовании договорных цен возможна их корректировка в зависимости от результатов ситуационного анализа на момент подписания контракта или договора. Существенное влияние при этом оказывают финансовое положение и платежеспособность предприятия, состояние «портфеля заказов» и другие факторы, которые выявляются в ходе анализа. В отдельных случаях договорные цены могут быть даже убыточными, если это целесообразно для предприятия. Таким образом анализ коммерческой деятельности предприятия становится в рыночных условиях важной функцией менеджмента. Особой задачей экономического анализа в современных условиях является также исследование коммерческого риска. финансово-хозяйственная деятельность при любой форме собственности связана с конкурентной непредсказуемостью и значительным коммерческим риском. Коммерческий риск - возможность материального ущерба при предпринимательской активности. Преодолеть возникшие трудности с наименьшим риском можно при следующих условиях: во-первых, с помощью организации тщательного анализа затрат живого и овеществленного труда, регулярного учета, контроля и анализа себестоимости в процессе производства и реализации продукции, т.е. в организации производства и товарной калькуляции. пока же, действующий у нас в стране ценовой беспредел, свободная «накрутка» цен во многом рождены ослаблением или полным отсутствием контроля и анализа со стороны общества за процессом ценообразования;

Перейти на страницу: 1 2

Анализ себестоимости продукции растениеводства
При осуществлении хозяйственно - производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начи ...

Финансовые пирамиды
В середине 90-х годов Россия пережила период массового создания финансовых пирамид. Этот период стал неотъемлемой частью истории России переходного периода. Тем не менее, российские финансовые пирамиды не были специфическим открытием их основателей, но стали еще о ...