Анализ себестоимости продукции

Себестоимость производимой продукции - один из наиболее важных обобщающих показателей работы предприятия. Себестоимость единицы продукции выступает в трех формах: индивидуальной, зональной, отраслевой. Различают два вида себестоимости: себестоимость всей произведенной продукции и себестоимость единицы продукции.

Затраты, образующие себестоимость, расчленены на составные первичные элементы. Первичными они называются потому, что они являются однородными и дальше не разложимы. При анализе себестоимости первичные затраты объединяются по следующим группированным признакам.

· По экономическим элементам себестоимости затраты прошлого и живого труда.

· По статьям калькуляции - материалы, оплата труда с отчислениями и др.

· По участию элементов в производстве продукции - основные и накладные.

· По способу отнесения затрат - прямые и косвенные.

· По влиянию объема производства на изменение затрат - условно постоянные и условно переменные.

· По ответственности хозяйства и размерам затрат - зависимые и независимые от хозяйства.

В связи с тем, что рабочий период не совпадает с периодом производства, а технология работ предполагает выполнение в течение года различных агротехнических работ: закрытие влаги, культивация, посев и т.д. В последние годы оплата труда за конечные результаты почти не проводится, а изучению связи себестоимости отдельных работ и себестоимости отдельных видов работ и себестоимости продукции уделяется мало внимания.

Наряду с основным производством действуют вспомогательные производства: автотранспорт, живое тягло, электроэнергия и др., исчисляются их себестоимость и анализируют их деятельность. Себестоимость продукции сельского хозяйства имеет тенденцию к росту. При анализе себестоимости основное внимание уделяется себестоимости фактической единицы продукции в сравнении с планом, прошлыми годами, передовыми хозяйствами.

В течение года за расходованием средств ведут в расчете на гектар посева или голову скота. В целом работа по анализу себестоимости делится на четыре этапа:

· Расчет ожидаемой себестоимости (предварительный анализ);

· Повседневный контроль за расходованием средств;

· Текущий анализ затрат и себестоимости продукции по месяцам, кварталам, за месяц и сначала года;

· Анализ годовой себестоимости.

Анализ себестоимости ведут в сравнении с планом, а прошлым годом.

Таблица 5. Динамика себестоимости продукции в ЗАО «Большееланское»за 2012 год

Виды продукции

2011 год

2012 год

2012 к 2011 в %

Зерновые, ц

31035

48137

155.1

Молоко, ц

76401

120846

158.2

Привес КРС, ц

8489

11027

129.9

Анализ: Себестоимость основного вида продукции растет на 1572 ц, только привес КРС ниже прошлого года на 9,8% и себестоимость зерновых ниже на 93 ц. или 3,8%.

Фирма как субъект рыночной экономики
В условиях рыночных отношений фирма является ключевым звеном, центром экономической деятельности на всех ее этапах, поскольку с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Развитие предпринимательства играет ведущую роль в ра ...

Анализ факторов спроса на продовольствие на российских рынках
Состояние экономики любой страны неразделимо с понятием рыночного спроса. Потребительский спрос является главным фактором экономического роста страны. На потребительский спрос влияет непосредственно, потенциал внутреннего рынка товаров. Одним из крупнейших ...